AsuraApsara
влюблена в книги. Взаимно
Оба мои дедушки были на войне, мамин отец всего 18летним попал в эту мясорубку, бабушка жила под оккупацией, двоюродный попал в концлагерь, а потом на работы в Германии.
Я радуюсь победе, слово "горжусь" здесь не подходит. Я просто радуюсь. Радуюсь, что в какой-то момент закончилось безумие и жизнь потихоньку начала восстанавливаться.
И по моему убеждению, про войну и победу нужно рассказывать не с позиций залихватского героизма, а с позиций потерь и страданий всех сторон конфликта. Только понимание того, как страшно пришлось всем из-за ошибок и вражды может предотвратить повторение жути. Не разжигание ненависти с разных сторон бывшего фронта, а осознание ужаса бойни для всех участников. И что нужно уметь остановиться в обиде и причинении обид.

Мне кажутся очень полезными такие исследования и инфографики: когда наглядно видишь уровень потерь (миллионы чьих-то детей, друзей, отцов и матерей), хочется только молиться о мире. На шестой минуте я просто умоляла столбик остановиться и не прирастать больше. Хотя, видимо, я мыслю не мейнстримно, потому что в комментах под видео творится антиамериканский ад и патриотический угар.


В прошлом году Петрановская писала про "Рейдерский захват 9 мая", в этом - Бабченко (и тут в комментах ноль попытки осмысления):
«Можем повторить». Превращение Дня Победы в свою противоположность
....
Фальшивые пилотки, фальшивая форма, фальшивые ордена, наряженные в фальшивые гимнастерки дети, фальшивые наклейки, фальшивые гвардейские ленточки. Зачем вы детей в военную форму одеваете? Зачем вы на одетых в военную форму детей ордена вешаете? Зачем снимаете клип про мертвого мальчика в телогрейке? Зачем девочка рисует пеплом вашего кремированного дедушки про войну? А черт его знает… Так принято.

Победобесие — очень точное определение.

При этом ответить, что именно мы можем повторить — не в состоянии уже практически никто. Ну что ты хочешь повторять-то, скажи мне, недоросль в пилотке, галифе и массо-габаритным макетом ППШ через плечо? Отступление до Волги? Тактику выжженной земли — своей земли — при отступлении? Сожжение подмосковных деревень, чтобы немцам не достались? Жизнь в землянках при минус сорка? Пайку хлеба в сто двадцать пять грамм? Детей у станка по двенадцать часов в цехах без крыш? Закон о пяти колосках? Невозможность рожать детей у женщин-технарей бомбардировочной авиации от подвешивания стокилограммовых бомб? Штрафбаты? Заградотряды? Миллион погибших при штурме Берлина? Отправку раненных ветеранов на Валаам? Отправку пленных ветеранов прямиком из немецких концлагерей в ГУЛАГовские? Репрессии сорок седьмого года? Двадцать семь миллионов погибших? Семьдесят лет незахороненные останки на Синявинских высотах? Что ты повторять-то собрался, дурак? Ты и вправду считаешь, что деды воевали за это?

Нет. Молчит.

А новость о том, что первый штурм Брестской крепости советские войска проводили совместно с вермахтом, что оборонявший крепость польский гарнизон потом добивали именно советские войска, что первый парад в Бресте был совместным советско-фашистким, что по лендлизу поставлялось все вплоть до свиного жира, что под Липецком была школа Люфтваффе, что в Германию даже уже после объявления войны по инерции шли эшелоны с продовольствием, что война вообще началась в тридцать девятом году — этой информации в шизофреническом мировоззрении просто не существует.
...
Ну и, безусловно, торговля. Торговля Победой. Способная принять самые невообразимые формы. Пошив гвардейских ленточек зеками в лагерях. Со стороны одно это у живущего в адекватном мире индивидуума не должно уже укладываться в голове. Но нам, живущим в стране, где торгуют пилотками, орденами, детской военной формой, перевязанной гвардейскими ленточками водкой, безумными социальными роликами, аномальными телесериалами, концертом Газманова в честь Победы в Арабских Эмиратах, гомосексуальными наклейками с занимающимися анальным сексом двумя человечками у одного из которых вместо головы серп и молот а у другого свастика… Ну, какие там зеки с ленточками, о чем вы, право слово.
...
А тем временем в Москве прошел сбор продуктов для деревень. В том числе и для живущих в деревнях ветеранов Тверской и Ленинградской областей.
Сбор. Продуктов. Для деревень. И ветеранов. Ленинграда.


Латыпов: Культ исторических обид:
грехи СССР припоминаются вовсе не для того, чтобы осмыслить прошлое и его уроки, нет. Они часто припоминаются с целью пнуть современную Россию — и с целью не осмыслять собственное прошлое.
Так, обижаясь на Россию/СССР, можно не думать про прибалтийские концлагеря и легионеров СС, поднимать позорные страницы активного участия населения прибалтийских стран в Холокосте. Не думать о Волынской резне, «подвигах» украинских нацистов из «Нахтигаля» и «Галичины» и реабилитации нацистской символики. Не думать о том, что Польша за год до того, как ее бесцеремонно расчленили и поглотили Германия и СССР, приняла участие в не менее циничном расчленении Чехословакии. Возмущаясь пактом Молотова-Риббентропа, оставлять за скобками Мюнхенский договор. Возмущаясь Волынской резней, забывать о политике Польши в отношении украинцев и белорусов до 1939 г., и политике СССР в «освобожденных» в 1939 году восточных польских регионах. И так далее.

История — это сложнейшая сеть переплетенных друг с другом событий, процессов и феноменов, и осмыслить происходившие в прошлом события можно только в их контексте. Большинство людей этот контекст или не знает, или не хочет о нем думать. Потому что выгоднее выдрать из этой сети событий те, что удобны для обиды — и вперед.
Я вовсе не против того, чтобы давать моральную оценку тем или иным действиям стран или событиям. Среди всего этого вороха незыблемой глыбой в своей полной моральной однозначности возвышается Холокост — совершенно бессмысленное и оттого еще более чудовищное истребление людей за то, что они просто принадлежат к «неправильным» народам и нациям. Также однозначная оценка может быть дана нацистской идеологии, практике советских репрессий, истреблению мирного населения в ядерном огне Хиросимы и Нагасаки, и другим подобным актам. Но чем больше мы погружаемся в политику стран, в хитросплетение подлости и коварства со всех сторон, тем осторожнее нужно с этими обидами и поиском «хороших и плохих». И уж точно, на мой взгляд - не лезть с историческими обидами в современный мир. Иначе это чертово «колесо исторической сансары» никогда не прекратится.


Марк Солонин : ">«Нельзя бороться с советской чумой, беря в союзники нацистскую холеру» .

И вот ещё очень полезно почитать и знать: Андрей Мовчан: Настоящий праздник. О победителях и мародерах


В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.

Пылает свод бездонный,
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой.
1953, Евгений Винокуров

@темы: истории, война, видео, бака дэс, стихи, Латыпов, Бабченко