Надыбала такую запись и сразу вспомнила Проппа, не могу не поделиться
17.06.2010 в 12:00
Пишет
Diary best:
Пишет
Reala:
Мужские сказки...Классик психотерапии Эрик Берн считал, что сказки, которые нам читали в детстве, оказывают заметное влияние на нашу дальнейшую судьбу. Одна из них может как заноза засесть в подсознании мужчины, да так, что становится основой его собственного жизненного сценария. И он только тем и занимается, что, сам того не замечая, претворяет в жизнь излюбленную стратегию одного из героев. Поэтому встретить в жизни сказочных мужчин можно на каждом шагу. Пусть до идеала некоторым из них и далеко, но все-таки…
ЕМЕЛЯ из сказки «По щучьему веленью» читать дальшеПожалуй, самый распространенный в наших краях тип мужчин. В фольклоре ни одной страны мира нет такого количества героев, которые были бы вознаграждены за свою несамостоятельность, бездействие и лень. У нас – сколько угодно: Емеля, Иван-дурак, Иван – младший сын...
Основное Емелино занятие – ничего не делать, на печи лежать, в потолок плевать. Любимая фраза – «А мне неохота!». Девиз: «Счастье придет, и на печи найдет!». Однажды Емеле улыбнулась удача. Щука попадает к нему в ведро, и в дальнейшем решение всех его жизненных проблем ложится на эту волшебную рыбину. Емеля же только и делает, что желает: «А хорошо бы, если б ведра сами…», « А пусть топор сам…», « Хочу, чтоб царевна САМА…».
И ведь все у него получается! Вся заслуга Емели только в том и заключается, что он над щукой сжалился и отпустил. Хорош, однако, был бы наш герой, если бы предпочел сварить из нее уху! Тогда бы он точно никогда не узнал всех радостей жизни.
Пассивность Емели и подобных ему сказочных мужчин – налицо. Остается только гадать, что бы они делали, если бы не повстречали на своем пути славных животных-помощников. И получается, что вместо того, чтобы спешить разбудить Спящую красавицу, такой мужчина сам предпочитает «день-деньской лежать на печи», вместо того, чтобы отправиться освобождать от рабского труда Золушку, – бредет «туда – сам не знает куда» или «куда глаза глядят». А еще лучше, когда рядом уже есть какая-нибудь Премудрая женщина, которая, если что, скажет: «Не кручинься, не печалься, а ступай лучше спать, утро вечера мудренее». А сама за это время все проблемы решит, все как-нибудь утрясет.
И еще одно наблюдение – все Иваны и Емели почему-то стремятся породниться исключительно с особами царских кровей, получив при этом полцарства в придачу. Да желательно, чтоб невеста была «всех румяней, всех пригожей – руки белые, уста сахарные». И хозяйка хорошая.
Емели здравствуют и по сей день. Только вместо печки – диван, а в остальном - мало что изменилось. Все та же вера в свою счастливую звезду, удачу, которая свалится с неба. Неизменными остались и требования к спутнице жизни – чтобы была умная да пригожая, и чтоб все самое трудное брала на себя.
В сказках Емелям и Иванам-дуракам достаются самые лучшие жены. Интересно, что в реальной жизни они тоже не обделены женским вниманием. Конечно, тандем Емели со Спящей красавицей – вряд ли будет жизнеспособен, а вот какая-нибудь Василиса Премудрая или Марья Моревна – завоевательница - женщина самостоятельная и деловая, готовая взять увальня Емелюшку под свое крылышко, – вполне может составить ему пару.
Емеля – мужик хоть и ленивый, но открытый, добрый, да ласковый. Эмоционально теплый, как говорят психологи. Детей любит, зверушек жалеет. Сентиментальный такой малый. Да и муж он, как правило, верный. От измен Емелю удерживает его извечная лень – это ведь с печи слезать надо, да и вообще – хлопот не оберешься, морока одна. URL записиURL записиТам в посте и другие персонажи есть. Но я сразу остановилась на Емеле, к которому автор несправедлив ))
Меня тоже интересовал когда-то этот момент со странными персонажами сказок и странной моралью. Стала копать, вышла на «Исторические корни волшебной сказки» Проппа, подробное исследование сказок, сравнение мотивов разных народов, определение истоков и анализ трансформации сюжетов по мере развития общества.
Там много всего, но что касается Емели, претензии к его лени, тому, что всё выполняет щука, а ему подавай не абы какую невесту, а королевну, то объясняется это так.
Раньше люди были гораздо более суеверными и мифологизированными, верили в духов природы, в магию и т.д. И для правителя, вождя важным свойством было умение задобрить этих духов, добиться от них благ для племени, он должен был уметь общаться с потусторонними или просто магическими силами и контролировать их. Для введения в должность было много разных обрядов и испытаний, которые как раз и призваны были выявить эти способности. Так что Емеля не дурак и не лентяй, он просто подчинил себе силы стихий и теперь пользуется ею для своих целей и целей общества. И конечно, за это он получает королевну, он же доказал своё право быть вождём )
цитата"Глава V. Волшебные дары
I. Волшебный помощник
1. Помощники.
Давая в руки героя волшебное средство, сказка достигает вершины. С этого момента конец уже предвидится. Между героем, вышедшим из дома и бредущим "куда глаза глядят", и героем, выходящим от яги, -- огромная разница. Герой теперь твердо идет к своей цели и знает, что он ее достигнет. Он даже склонен слегка прихвастнуть. Для его помощника его желания -- "лишь службишка, не служба". В дальнейшем герой играет чисто пассивную роль. Все делает за него его помощник или он действует при помощи волшебного средства. Помощник доставляет его в дальние края, похищает царевну, решает ее задачи, побивает змея или вражеское воинство, спасает его от погони. Тем не менее он все же герой. Помощник есть выражение его
силы и способности."
Переосмысление ярко видно на сюжете о драконе, который требует от селения подношение в виде девушек и поедает их, а герой его убивает, спасая, таким образом царевну, которую предназначили в жертву дракону. Вначале не было никакого героя, потому как первобытные люди и не смели бы перечить духу природы -дракону, они просто приносили жертву, чтобы задобрить и всё. Это было в их глазах морально. Шло время, изменялось отношение к жизни, к своей власти над природой и появился спасительный герой.
И так со всеми сказками. Те же Гретель и Гретхен, т.е., подобные им сюжеты - это описание обряда инициации.