Нашла интересный пост, про подтексты в живописи. Читать такое я люблю, всяко интересно узнавать, что именно хотел сказать художник, в каком контексте создавалось полотно, как воспринималось современниками и как это отношение изменилось со временем. Увлекает. Уже не говоря о том, что получаешь сведения, которые можно потом попытаться применить самому, что-то проанализировать, что-то заметить. Все же, наверное, знают, как по разному можно гулять по одним и тем же улицам, будучи знакомым с историей домов и жителей, или нет.
Но при всём при этом я отдаю себе отчёт, что всё знать невозможно. Даже если ты специалист по истории, символизм живописи поставит тебя в тупик, архитектор смотрит и видит не то, что музыкант. И т.д. Чем больше у человека знаний,тем больше он понимает в окружающем мире. Но всё равно не всё. И это нормально.
А вот из некоторых людей снобизм так и лезет, просто выплёскивается на «недалёких» слушателей. Это противно. Противно даже при том, что рассказывают снобы порой хорошие истории. Так что к статье, если будете читать, подходите осторожно, чтобы не смущало такое: «Смысл, вкладываемый в Книгу, в Картину, в Фильм, в Симфонию понятен только и только посвящённым, тем, кто может "читать", "видеть", "слышать". Такой малости, как различать цвета или ноты, достаточно лишь для того, чтобы желающего научиться "читать" и "видеть" приняли даже не в первый класс, а в приготовишки. ...Вот вам пример. Возьмём одну из известнейших дошедших до нас шифровок, возьмём картину Боттичелли "Весна".
Основная "масса" видит в ней просто картину. Более или менее красивую. Для той массы, что составляет подавляющее большинство массы основной, красота картины является красотой главным образом потому, что картина - "очень ценная". А как же! Это очень даже понятно. "Человеческое, слишком человеческое!" Гораздо меньшее число из восторгающихся картиной имеет возможность восторгаться "композицией", "цветовой гаммой", "техникой рисунка" и прочим наносным. Ну и совсем уж ничтожное меньшинство (мало-мало и мал-мала) из "созерцающих" достаточно образованы, чтобы не "понять", а хотя бы "увидеть" сюжет картины.»
Вроде и дельное говорит, но с каким же самолюбованием )) я уж не говорю, что многие знания вообще сомнительной надобности. Ну разве что в качестве хобби Или я предвзято смотрю, и больше никто не видит снобизма?
Сама статья, а саму расшифровку оставлю себе на память, прикольно же:
Боттичелли "Весна" Боттичелли "Весна"
«Фабула боттичеллевской картины, её "абрис", фундамент, на котором строится "смысл", таков - на картине изображены "Императрица и её Сад".
Перевернув первую страницу смысла, мы обнаруживаем следущий уровень - мифологический. В центре картины - Императрица как Венера. Над головою у неё - Купидон с завязанными глазами, пускающий пылающую стрелу в одну из танцующих "рондель" трёх граций. Грации представляют собою три состояния любви - чистоту, чувственность и красоту. Композиционно грации расположены по правую руку Венеры, а слева от неё другая группа из трёх персонажей. Зловещего сине-зелёного цвета лесовик, плотоядно хватающий за разные места полненькую девушку в прозрачных одеждах - это Зефир, бог ветров. Легкомысленная девушка это Хлорис, древнегреческая нимфа цветов, силою воображения художника она прямо у нас на глазах перевоплощается в древнеримскую богиню Флору, олицетворявшую весну. Животворящий Сад Вечной Весны охраняет Меркурий в красной хламиде. Он тянется своим жезлом, "кадуцеем", влево и вверх, туда, где над садом собираются тучки, с тем, чтобы их разогнать.
На этом уровне картина преисполнена в чём-то даже и чрезмерной символики, значение имеет каждая, даже и самая крошечная деталь. То, скажем, что Меркурий стоит спиной к остальным персонажам. Или то, какие именно плоды растут на деревьях, какие и какого цвета цветы растут у кого под ногами, цвет и степень прозрачности одежд героев, кто из них и куда смотрит (они, между прочим, не смотрят друг на друга и не смотрят на того, кто смотрит на картину), ритмично повторяющиеся троицы, разделённые одиночными фигурами Меркурия и Венеры, а также то, что у Меркурия - меч. Золотое украшение, висящее на шее Венеры, имеет форму жемчужной раковины, что отсылает нас к мыслям о воде, однако в раковине вместо жемчужины - рубин, как символ огня, ну итд, итд, итд. Разглядывать картину можно бесконечно и всё время открывать в ней что-то новое. Ну и прежде чем начать над картиной думать, зрителю следует заметить следующее немаловажное обстоятельство - прогоняемые в левой части картины Меркурием ветры возвращаются в картину в облике Зефира с правой стороны, это говорит не только о вечном круговороте, но и о том, что "смотреть" картину ("читать" её), следует справа налево.
Кроме мифологического, картина имеет ещё и политический уровень. Венера - это Рим (Любовь, как известно, это Amor, читая справа налево получаем Roma), грации это Пиза, Неаполь и Генуя, Меркурий - Милан, Флора - Флоренция, Хлорис и Зефир это Венеция и Больцано.
Есть и ещё один уровень "прочтения" картины, согласно ему, Боттичелли своей "Весной" проиллюстрировал Рай, каким его изобразил в Божественной Комедии Данте. В таком случае Меркурий на картине только вырядился Меркурием, а на самом деле это Адам, три грации это Вера, Надежда, Любовь, Венера это Беатриче, Флора - Матильда, Хлорис - Ева, а под обликом Зефира скрывается Сатана.
Всё? О, нет, это ещё далеко не всё. Дело в том, что каждый из изображённых на картине персонажей имеет свой реальный прототип. Для современников они все были не только вполне узнаваемы, но ещё и безошибочно опозноваемы. Но то для современников. До нашего же "сегодня" дошли сведения лишь о двух из девяти запечатлённых с фотографической точностью людей. Мы знаем, что Флора это, вообще-то, не Флора, а Симонетта Веспуччи, а крайняя справа грация это дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца графиня Катерина Сфорца, особа, широко известная своими политическими интригами и похождениями (жаль, что Дюма не написал историю её жизни).
Сегодня считается ("считается" значит именно то, что значит), что "Примавера" была написана Боттичелли по заказу Лоренцо Медичи, того самого Лоренцо, что известен как "Великолепный", а заказана она была по случаю свадьбы двоюродного брата Лоренцо "Великолепного", который тоже носил имя Лоренцо. В картине и этому забавному совпадению тоже нашлось место. Сад Императрицы, "сад Венеры", "сад Гесперид", где растут золотые яблоки (Боттичелли, вообще-то, изобразил апельсины, что тоже должно что-то означать), засажен, судя по листве, лавровыми деревьями, что совершенно недвусмысленно указывает нам на заказчика картины и вдохновителя идеи, ведь Лоренцо означает "Тот, Кто Увенчан Лавровым Венком", Lorenzo=Laurus=Laur(enti)us.»
Из комментов:
«Помнится, когда я был последний раз в Уффици, гид дал ещё одну трактовку смысла - справа налево - холодный Февраль, цепляющий Март, цветущий Апрель и спокойный Май, плюс три летних месяца, и покровитель торговли сентябрь. Дамы все беременны, поскольку эти месяцы созревания плодов. Хотя конечно это самый простой из всех смыслов.»
Лю И "ВостокЮгЗападСевер: Пекин 2008"Лю И "ВостокЮгЗападСевер: Пекин 2008"
«Тема картины - игра в маджонг.
На старой, обшарпанной, изрытой временем стене - портрет. Портрет кажется странно знакомым, мы много раз его видели, и на нём действительно изображён всем нам известный человек, только лицо его это слитые воедино три лица - Сунь Ят-сена, Чан-Кайши и Мао-Цзедуна. Лицо на портрете - это сплав трёх китайских государств двадцатого века. Это их "сумма".
Костяшки на столе стоят стеной, вызывая совершенно неодолимую ассоциацию с Великой Китайской Стеной.
Позади играющих - пролив, за ним лежит Тайвань, это не просто некий остров, это тоже Китай, его часть, там, где Тайвань, сгущаются тучи, но к нему ведут выступающие из воды камни, к Тайваню можно добраться, переступая с камня на камень, шаг за шагом, делая one step at a time.
Девушка слева явным образом выигрывает. Она уже предвкушает победу. Она не отвлекается, она сосредоточена, она вся - в Игре. Эта девушка - западные компании, рвущиеся в Китай, они плохо Китай понимают, поэтому они, компенсируя своё незнание и непонимание, держатся друг-друга и объединяют усилия. Они сконцентрированы и они - терпеливы.
Девушка, которую мы видим со спины - это Япония. Она имеет на руках три костяшки "восток", сочетание, символизирующее непреодолимую действительность, hursh reality, то, что европейцы называют "Роком", но она не сдаётся, она даже пытается жульничать и сам факт жульничества говорит нам, что победитель в этой игре получит всё.
Девушка в центре это сам Китай.
Черты её лица свидетельствуют о том, что у неё не совсем чистая кровь, это означает смесь "традиции" и "рыночных реформ" в современном Китае, девушка хорошо одета (следствие "реформ") и она смотрит в сторону источника света, то-есть - в будущее. Она не очень увлечена Игрой, Игра ей надоела, её внимание привлекает мир за пределами "маджонга", то-есть "рынка".
Рядом с ней - иностранка. Это - Россия. Она не смогла набрать нужного для продолжения Игры числа костяшек и, хотя Игра продолжается, Россия, откинувшись на спину, безучастно смотрит в потолок, для неё всё кончено, она уже вышла из Игры, она проиграла.
Следует понимать ещё и то, что о многом говорит само расположение игруний, Россия изначально выбрала место неудачное, "несчастливое", она уселась играть лицом к стене. В этом смысле сидящий спиной к стене условный "Запад" обращён лицом туда же, куда смотрит Китай, он тоже устремлён в будущее.
Справа - деревенская девочка, она приехала в город в поисках работы, она ещё не умеет играть, она смотрит со стороны, она учится "маджонгу". Она запоминает правила Игры. Между столом, за которым ведётся Игра и нею - пространство, девочка, эта "крестьянка мира", сохраняет дистанцию, она ещё не решила, будет ли она играть.
Руки её заняты не костяшками, она держит блюдо с фруктами, игра игрою, а жизнь - жизнью, и у девочки - еда, "пища", у неё то, без чего не обойтись никому, в том числе и играющим.
А ещё у неё в руках то, чего нет больше ни у кого на картине, у неё в руках - нож.»
И ещё из комментов:
«Заметьте - Россия и Китай находятся в очень тёплых отношениях. Если Россия и проиграла, то она положила стопу на ногу Китая. Но что бы Китаю встать ему прийдётся скинуть с себя ногу России. Забавно?».
«порыскал по интернету: говорят, что играют по часовой стрелке от 12 часов:
1. США, Россия, Япония и Китай. а играют на Тайвань - девочку, которая стоит и смотрит
2. США, Россия, Япония и Тайвань, а смотрит на них Китай с едой и ножом
вот такие вариации»
«Во всех интерпретециях, кто бы и с какой стороны ни смотрел, лежит Россия, а вот остальные персонажи в зависимости от угла зрения могут меняться местами.»
«И ближе всех находится к девочке с ножом, плюс горло подставила.»
«Насколько я понимаю, Китай себя видит не как «сторона света», а как «центр мироздания». Стало быть – девочка это и есть Китай. Просто «центр мироздания» отошел в удобное ему место, откуда удобнее наблюдать как потасканные стервы продолжают играть в свои блядские игры.»
«С чего Запад изображать в виде китайской девушки под портретом китайских же руководителей, а Китай - в виде европеоидной?»
И ещё прикол, на сайте самого художника картина представлена в другом виде:
Так что думать и гадать можно очень долго. А господам снобам не мешало бы заткнуться ))
Иногда банан - это просто банан (с), а совы - совсем не то, что кажется (с)
Круто, правда?
И раз пошла такая пьянка, то ещё тот же китаец: Лю И «Китайская прислуга» Лю И «Китайская прислуга»
Китай как центр мира по версии Лю И
«Сюжетец довольно странный. Голые и не очень голые белые тетки на переднем плане, некоторые сидят на земле. А самих китайцев и не видно, только проглядываются где-то на заднем плане. Сразу встает вопрос о названии картины. Где, собственно, прислуга. Известно, кто китайский язык чрезвычайно богат на символы и намеки, что способствовало широкому распространению аллегорий не только в литературе, но и в китайском искусстве в целом. Я уж не говорю о богатстве нумерологии, восходящей к ицзину. Для понимания сюжета картины, надо иметь в виду, что она написана в начале 2009 года, когда мировой кризис, порожденный США, охватил планету. Китай, единственная страна, которая смогла противостоять ему, и на которую Запад теперь возлагает надежды, что она вытащит его из экономического кризиса. Поэтому три тарелки, доверху наполненные едой, можно рассматривать как намек – жрите западные варвары, Китай достаточно богат, чтобы не дать подохнуть с голоду и вам. Понятное дело, что у варваров не может быть никакой культуры еды. Они не владеют палочками, поэтому самое лучше для них есть руками и подобно собаке с земли.
Сейчас любимый лозунг китайцев: 五千年文明,十三亿和谐! Пять тысяч лет цивилизации, тринадцать раз по сто миллионов живущих в гармонии! Ни одна страна в мире не имеет историю, сопоставимую по продолжительности с историей Китая. Ни одна нация не имеет численности, сопоставимой с численностью китайцев. В настоящее время руководит Китаем Ху Цзиньтао. Обратите внимание на китайца на заднем плане и сравните с фотографией Ху.
Ху Цзинтао выведен в качестве китайского работяги, плодами трудов которого кормится и западное отребье на переднем плане, которое никак не ценит это, расплескивая еду на землю.
Еще один намек содержится в форме разлитого пятна. Сравните его с картой США. Разбитое яйцо тоже неспроста, оно символизирует кокнувшуюся финансовую систему Америки.
Кстати, о США. Вполне возможно, что разжиревшая тетка в центре картины, как раз и является образом Америки.
Интересные аналогии прослеживаются и с другими лицами. (см. статью)
Думаю, что в картине масса других аллегорий, которые западному взгляду просто не понятны. Таким образом название картины заставляет задуматься, а кто будет на самом деле слугой в этом мире?»
Подтексты и подсмыслы
Нашла интересный пост, про подтексты в живописи. Читать такое я люблю, всяко интересно узнавать, что именно хотел сказать художник, в каком контексте создавалось полотно, как воспринималось современниками и как это отношение изменилось со временем. Увлекает. Уже не говоря о том, что получаешь сведения, которые можно потом попытаться применить самому, что-то проанализировать, что-то заметить. Все же, наверное, знают, как по разному можно гулять по одним и тем же улицам, будучи знакомым с историей домов и жителей, или нет.
Но при всём при этом я отдаю себе отчёт, что всё знать невозможно. Даже если ты специалист по истории, символизм живописи поставит тебя в тупик, архитектор смотрит и видит не то, что музыкант. И т.д. Чем больше у человека знаний,тем больше он понимает в окружающем мире. Но всё равно не всё. И это нормально.
А вот из некоторых людей снобизм так и лезет, просто выплёскивается на «недалёких» слушателей. Это противно. Противно даже при том, что рассказывают снобы порой хорошие истории. Так что к статье, если будете читать, подходите осторожно, чтобы не смущало такое
Сама статья, а саму расшифровку оставлю себе на память, прикольно же:
Боттичелли "Весна"
Лю И "ВостокЮгЗападСевер: Пекин 2008"
Круто, правда?
И раз пошла такая пьянка, то ещё тот же китаец: Лю И «Китайская прислуга»
Но при всём при этом я отдаю себе отчёт, что всё знать невозможно. Даже если ты специалист по истории, символизм живописи поставит тебя в тупик, архитектор смотрит и видит не то, что музыкант. И т.д. Чем больше у человека знаний,тем больше он понимает в окружающем мире. Но всё равно не всё. И это нормально.
А вот из некоторых людей снобизм так и лезет, просто выплёскивается на «недалёких» слушателей. Это противно. Противно даже при том, что рассказывают снобы порой хорошие истории. Так что к статье, если будете читать, подходите осторожно, чтобы не смущало такое
Сама статья, а саму расшифровку оставлю себе на память, прикольно же:
Боттичелли "Весна"
Лю И "ВостокЮгЗападСевер: Пекин 2008"
Круто, правда?
И раз пошла такая пьянка, то ещё тот же китаец: Лю И «Китайская прислуга»