Выбор пал на Пизу и Лукку, как наиболее близкие (меньше времени в дороге - больше в городе), к тому же хотелось опровергнуть своё предвзятое впечатление о Пизе.
Есть ведь города "одной достопримечательности", на слуху Верона и балкон Джульетты, Пиза и башня, Венеция и каналы, а очень многие красоты остаются в тени распиаренных соседей. Я даже не задумывалась до прошлого года, а что там за башня, что есть ещё рядом? Смешно, учитывая монументальный соборный комплекс на Площади чудес, на фоне которого башня - всего лишь штрих в картине величия.
В одном из фотоотзывов о Пизе я увидела снимки Церкви тернового венца, для меня теперь город связан именно с этой готической жемчужиной, и очень хотелось увидеть именно её.
рассказ и 35 фото Сперва решили, что поедем на поезде, но пришлось бы делать кучу пересадок - минимум три до Пизы, потом ещё в Лукку, и столько же обратно. Долго, муторно. Поехали по муниципальной трассе вдоль побережья, но за полчаса кружения на черепашьей скорости по узким серпантинам поняли, что преодолеем эти 110 км только к обеду, хотя видами любоваться и приятно. Вырулили на автобан, мигом были в Пизе, оставили машину на бесплатной парковке в частном секторе и пешочком пошли к Пьяцце деи Мираколи.
Сайт комплекса , тарифы, часы работы и прочие полезности.
Парковки Италии
Маршрут по Пизе - гуглмапс
История кратко, если лень читать прошлый пост про Пизанскую республику))
Основан лигурами ещё до н.э. При римлянах - крупная военно-морская база (соединен с морем рекой Арно). В средние века независимый город-государство, достигший расцвета в XIII в. Велось значительное строительство, была своя школа живописи. В том же веке терпит крупное морское поражение от Генуи, а последующее обмельчание Арно окончательно лишает Пизу возможности господствовать в море. В начале XV в. захвачен Флорентийской республикой. В середине XVI в. входит в состав великого герцогства Тосканского.
Шли мы, шли... и пришли к фрагменту городской стены (сохранились две башни - Санта-Мария и дель Леоне), окружающей огромный комплекс Площади чудес (Piazza dei Miracoli), сейчас мы пройдём в эти ворота и ...
... перехватит дух от открывшегося белоснежного великолепия на изумруде газона. Увы, кривые ручки и солнце прямо в лоб не позволили сделать с этого ракурса фото, хоть сколько-нибудь передающее восхитительное зрелище.
Уникальный ансамбль из собора, баптистерия и башни строился почти 300 лет. Несмотря на то, что все 3 объекта строились разными мастерами и в разное время, они удивительно похожи, особенно аркадами, которые обрамляют их со всех сторон, делая изящными, праздничными, парящими, а характерная романская массивность в этих фасадах исчезает и сами по себе весьма внушительные по размерам сооружения производят впечатление необыкновенной легкости. На собор и Баптистерий хочется ходить и смотреть со всех сторон, бесконечно делая кадр за кадром, выбросив из головы всё прочитанное об архитектурных тонкостях.
Площадь начала строиться в XI в., тогда ещё вне стен города. В настоящее время все памятники сохранены практически в первоначальном виде. В 1987 г. площадь и все её постройки включены в состав охраняемых объектов ЮНЕСКО.
А вдоль лужайки до самого конца площади тянутся ряды торговцев сувенирами. Тут тьма лавочек и раскладок, и самые дешёвые магниты/календари/футболки из тех, что нам попадались. Мы основательно затарились и пошли приобщаться к прекрасному.
На фото баптистерий завален, это не только потому что у фотографа кривые ручки, но вообще здания на площади имеют наклон, собор и баптистерий 0,6 градуса, башня 3,5.
Сейчас расценки поменялись, а тогда мы посетили баптистерий и Кампо Санто за 6 евро/чел.
Баптистерий Иоанна Крестителя ('Battistero di San Giovanni') начал сооружаться в 1153 г. (архитектор Диотисальви), продолжила и завершила в готическом стиле семья Пизано - Николо и его сын Джованни в XIV в. Это самый большой баптистерий Италии и он очень красивый, лёгкий, стремительный
Нижний ярус украшен строгими арками и узкими окнами, до которых не дотянешься – до земли метров 10, не меньше. Средний украшен сдвоенными арками и изящной резьбой поверху, настоящими кружевами в камне. Верхний имеет арки-зубчики и простые окна. Купол покрыт красной черепицей и имеет странную форму, т.к. больше всего напоминает женскую грудь, что не совсем традиционно. Венчает купол статуя святого. Главное, что стоит посмотреть внутри – скульптуры работы Николы Пизано и восхитительную купель XIII века в форме восьмиугольника.
Внутри он очень светлый, там прекрасная акустика. Можно подняться по лестнице в стене на второй ярус, там одностороннее, кстати, движение) По одной лестнице вверх, по другой - вниз. Мы как раз любовались видом сверху, когда в центр вышел мужчина и очень красиво запел. Голос звучал потрясающе. Говорят, такое представление устраивается каждые 15 минут.
Вон он с руками, сложенными рупором
Когда спускаешься по лестнице, можно смотреть через окошки на собор, а в одном месте для удобства туристов проделано прямоугольное отверстие в защитной сетке, с отличным ракурсом для фотографирования
Вот такая вот стена с башней. А на газоне многие отдыхают, хотя и стоят таблички "Не топтать"
Вышли из баптистерия и пошли к Дуомо. Было утро воскресенья и шла месса, так что вход бесплатный, но постоять можно только у дверей, чтобы не мешать службе. И, увы, нельзя фотографировать( А он очень хорош.
Собор. Великолепный. И кокетливо из-за его массивной спины выглядывает стройная башня
Собор Успения Богоматери ('Duomo di Santa Maria Assunta') строили в XI веке почти 50 лет. Архитектор Бускето ди Джованни Джудиче пытался превзойти строящийся в тот же момент собор Св. Марка в Венеции. Собор освящен в начале XII в., в том же веке архитектор Райнальдо спроектировал фасад собора.
В конце XVI в. интерьер был сильно поврежден пожаром. Реставрация завершена в 1595 г.
В пожаре выжила мозаика начала XIV в. - последняя (и единственная документально подтвержденная) работа мастера Чимабуэ (учителя Джотто).
Также в пожаре уцелела кафедра Джованни Пизано (начало XIV в.). Рельефы с эпизодами из Нового Завета, Детства и Страстей Христа, Страшного Суда были выполнены в 1302-1310 г. Композиции отделены друг от друга фигурами Пророков и Сивилл.
Потолок, фрески купола и отделка черно-белым мрамором в XVI в.
Здесь также похоронен император Священной Римскрй империи Генрих VII, его усыпальница выполнена Тино да Камайно в 1315 г.
В роскошной раке хранятся мощи Святого Раньери, небесного покровителя Пизы. Плюс к этому работы Джамболоньи, делла Робиа, мозаика Чимабуэ, скульптуры Николы и Джованни Пизано…
Паникадило, резко выделяющееся из общего интерьера храма - еще одна легенда Пизы - "Лампа Галилея". По преданию, наблюдая за ее качанием, Галилей открыл закон изохронности колебаний маятника.
Впечатляющие коринфские колонны из гранита были перенесены сюда из мечети в Палермо, это военный трофей, привезенный пизанцами в 1063 г.
Снаружи можно посмотреть на рельефы бронзовых врат работы Джамболоньи и, запрокинув голову – на скульптуру "Богоматерь с младенцем" у самой башни и изображения авторов Евангелий на углах ярусов. В одной из арочных галерей похоронен первый архитектор Дуомо – мастер Бушето (Buscheto).
После мы пошли осматривать монументальное крытое кладбище Святое поле" ('Camposanto'), построенное в период с XIII по XV в вокруг земли с Голгофы, привезенной из четвертого крестового похода. По легенде, погребенные здесь тела тлеют за одни сутки.
По иронии судьбы, кладбище, призванное подчёркивать величие Пизанской республики, стало её собственным погостом
«На этом кладбище покоится сама историческая судьба Пизы. Оно было закончено Джованни Пизано уже после несчастной битвы под Мелорией, где могущество благороднейшего города было сломлено корыстолюбивыми и ничтожными генуэзцами. Начатое с мыслью о прежней и грядущей славе, оно превратилось в последнее убежище, где укрылось под привезенной из Палестины святой землей столько несбывшихся замыслов, разбитых верований и погубленных надежд. В то время как на стенах Кампо Санто работали сменяющиеся поколения тосканских фресканти, оно видело на протяжении XIV века последние попытки Пизы подняться и ее медленное угасание». Павел Муратов «Образы Италии»
"Благороднейшую" Пизу и "ничтожных" генуэзцев оставим на совести автора)
Во время ВМВ американцы нанесли по кладбищу бомбовый удар, зажигательная бомба застряла в перекрытиях свинцовой кровли и погубила почти всё. Сейчас по периметру клуатра выставлены романские и средневековые саркофаги, античные скульптуры, капеллы, на стенах ещё можно рассмотреть фрески Беноццо Гоццоли и мастеров школы Джотто.
В полу тоже могильные плиты, кое-где на них стоят вазы с цветами
А внутри, окружённый клуатром, - газон со священной землёй
В залах можно увидеть раки с мощами, фотографии с запечатлённой трагической судьбой Кампосанто, а также цикл цикл фресок Буонамико Буффальмакко XIV в, в т.ч. жуткий "Страшный суд и Ад".
Всё, движемся к другому краю Площади чудес, поближе к башне
Башню Torre pendente di Pisa мы только сфотографировали (и никаких "поддержек", толпы туристов одинаково стоящих с протянутыми руками выглядят на редкость идиотски). Наверх мы не поднимались, там дикие очереди, стоило удовольствие то ли 15, то ли 18 евро. Так что лучше процитирую:
Первое, что приходит на ум, когда слышишь «Пиза» - Пизанская башня. Самая распиаренная башня мира (ну, пожалуй, она делит первое место вместе с Эйфелевой) привлекла в город рекордное количество туристов, которые большей частью толпятся на площади Кампо Деи Мираколи, где массовый психоз: 99% фотографируются либо на фоне башни, либо в попытки «удержать» падение, либо «подтолкнуть». Наверное, она бы в итоге рухнула посреди площади, если бы не кропотливые работы, длившиеся 10 лет (1991-2001), во время которых башня была закрыта для посещения. Больше опасность падения башне не грозит. Теоретически ее можно даже выровнять, но кто ж пойдет смотреть на непадающую кривую башню? Хотя кто их знает, этих туристов…
Башню начали строить в 1173 году по проекту ныне неизвестного архитектора. Уже при постройке третьего уровня обнаружился наклон. Причина - нестабильный грунт. По той же причине и баптистерий, и собор наклонены на 0,6 град. Наклон самой башни постоянно менялся и в процессе строит, да и в рез неоднократных попыток стабилизировать башню. Сейчас наклон около 3,5 град.
Назначение башни - кампанила собора. Верхние ярусы, где и размещается сама колокольня, были построены в XIV веке уже с учетом наклона башни. Если приглядеться - заметна разница наклона.
Наверх ведут 294 ступеньки. Подниматься довольно странно, кажется, что строение вот-вот завалится вместе с тобой. Хорошо видны с самой башни Пизанские Горы ('Monte Pisano').
Почему падает башня, есть 2 байки.
По первой - духовенство отказало Бонанно Пизано в оплате и тогда он сказал ей: "Пошли за мной". Башня наклонилась, готовясь сделать шаг за создателем. По второй - Бонанно был горбуном и сделал башню кривой намеренно, стремясь доказать, что уродливое может быть прекрасным.
Попыток выпрямить башню (сначала) или по крайне мере, не дать ей упасть (когда стало ясно, что она привлекает туристов), было проведено много. Во время Муссолини, например, у основания башни были просверлены шахты, в которые залили 90 тонн жидкого цемента.
Во время посл «выпрямления» в грунт закачали десятки тысяч тонн бетона, башню "подтянули" стальными тросами, а почву вокруг уплотнили многотонными свинцовыми чушками, в итоге наклон удалось уменьшить на 42 сантиметра, и башня вернулась в то состояние, в котором была в конце XVIII века. Она все еще падает, и лет через 300 ей снова понадобится помощь…
Во время ВМВ башня спаслась чудом
На площади можно ещё посетить Музей Дуомо ('Museo dell'Opera del Duomo'), где хранятся оригиналы деталей фасада и элементы интерьера, спасенные от пожара, но мы не стали, а пошли гулять по городу.
И наткнулись на золотой кабриолет с украинскими номерами )) Наши соотечественники те ещё чудики
Между домами спряталась церковь Св. Екатерины Александрийской XIII-XIV вв. с характерным для Пизы и Лукки фасадом.
Площадь Рыцарей ('Piazza dei Cavalieri') бывший центр средневековой политической жизни Пизы. Когда город перешёл под власть Флоренции, Козимо Медичи отдал его рыцарям военного ордена Св. Стефана.
Площадь обрамляют несколько внушительных сооружений, построенный единым ансамблем по проекту придворного архитектора Медичи Джорджо Вазари - Дворец с часами, дворец Карована и церковь св. Стефана.
Рассмотреть было непросто - одновременно здесь и какая-то стройка шла, и книжная ярмарка.
Дворец с часами ('Palazzo dell‘ Orologio') - Вазари соединил в одно две жилые башни - Правосудия (слева) и Гваланди (справа).
Когда-то служил лазаретом ордена, сейчас здесь размещается Библиотека Высшей школы.
Церковь Санто-Стефано Деи Кавальери ('Chiesa di Santo Stefano dei Cavalieri'), построена во второй половине XVI века в стиле Ренессанс (единственная в городе). Над мраморным фасадом герб ордена и мальтийские кресты.
Внутри можно увидеть бюст работы Донателло, росписи Вазари, Джакопо Лигоцци, Алессандро Феи и Джакопо да Эмполи, а также изображения многих битв, которые рыцари Святого Стефана вели с турками в XVI-XVIII вв.
Дворец Карована ('Palazzo della Carovana') когда-то был штаб-квартирой ордена, здесь располагались помещения для тренировки адептов (название происходит от трёхлетнего цикла тренировок - La Carovana).
Сейчас здание принадлежит Высшей школе, основанной Наполеоном в 1810 году.
Фасад очень интересный и необычный, роспись выполнена Джорджо Вазари в технике Сграффито (соскребание штукатур), скульптура изображает Козимо I Медичи.
Блуждали, блуждали, вышли опять к Площади Чудес, хотя искали реку) Основная толпа именно здесь. Пошли снова на поиски Арно.
Вот и он, Арно-красавец, по правую руку от моста. Коричневое длинное здание по центру - бывший монастырь бенедиктинцев.
А вот слева изумительная церковь Св. Марии "с шипом тернового венца" ('Chiesa di Santa Maria della Spina') , построена в 1230 г.
Сначала называлась церковью Св. Марии у Нового Моста ('Santa Maria di Pontenovo'), тот рухнул XV в., а в 70-х XX в. построен на его месте мост Сольферино ('Ponte Solferino') с геральдическими львами.
В XIV веке крестоносцы привезли в церковь шип с тернового венца Христа, потому церковь переименовали и перестроили под руководством Андреа д'Уголино де Понтедера с сыновьями Нино и Томмасо. После работ в Пизе они стали известны как Пизано.
Её украшают многочисленные башенки, шпили, резные арки и статуи работы знаменитых пизанских мастеров – Лупо ди Франческо, Джованни ди Бальдуччо.
Церковь считается одним из лучших примеров готической архитектуры и она поистине очаровательна, как кружевная игрушка. И делла Спина вправду напоминает колючий шип, как и хранившаяся в ней реликвия
Она особенна ещё тем, что в 1871 году ее разобрали и заново сложили на том месте, где она находится сейчас, так как долгое время церковь стояла на песчаном берегу и страдала от наводнений.
Мурр, я не могла налюбоваться и всё бродила около неё, она такая крошечная, хочется сложить и забрать с собой)
Палаццо вдоль реки
Здание с башенкой, между прочим - Королевский дворец (Palazzo Reale), построен в 1583 году архитектором Бернардо Буонталенти для Франческо I Медичи как замена старого средневекового дворца Медичи. По проекту в архитектурный массив дворца были включены ранее существующие постройки – дома и старые крепостные башни, возведение которых относилось к 11-12 векам.
Слева от дворца можно видеть арку средневекового происхождения, накрывающую переулок.
Ранее здание дворца соединялось с расположенной за ним церковью святого Николая (13 век); в церкви проводились приватные церемонии семьи Медичи.
Двор Медичи любил приезжать сюда в зимнее время. Дворец видел среди своих гостей таких знаменитых ученых, как Галилео Галилей и Франческо Реди. Перейдя к Габсбургско-Лотарингскому дому, дворец получил название «Королевский». Позже здание стало государственной собственностью.
С 1989 года здесь располагается Национальный Музей, в котором хранятся различные артефакты, связанные со знатными и королевскими семьями, которым в разные эпохи принадлежал дворец. Здесь есть картины, фотографии, предметы мебели, гобелены, оружие и другие экспонаты, имеющие историческое значение.
Слева приземистые арсеналы Медичи ('Arsenali Medìcei'), изначально принадлежали военному флоту Пизанской республики.
Церковь Св. Павла "на берегу Арно" ('Chiesa di San Paolo a Ripa d'Arno') выглядит очень знакомой ) Можно легко запутаться в этих фасадах.
Пизанские архитекторы успели пройти длинный путь! Удивительное богатство впечатления от галереек, опирающихся на резные колонны, которые украшают фасады пизанских церквей, оставляет далеко позади все, что было придумано романскими и византийскими архитекторами.
Начала строиться в конце X в., а в XII в. уроженец Пизы папа Егений III приказал перестроить её и сделать похожей на Дуомо, что и было завершено в XIV в. при участии Джованни Пизано из другого семейства скульпторов с этим псевдонимом.
Пока не достроили Кафедральный Собор, она была главным собором города, потому её ещё называют Дуомо Веккьо (Старый собор).
Цитадель Пизы ('Cittadella di Pisa') с башней Гвельфов ('Torre Guelfa') бывшая часть средневековых стен Пизы, в XIII в. служила пристанищем сторонников укрепления власти понтифика в противовес влиянию императора Священной Римской Империи в Италии. Пострадала от бомбардировок Второй Мировой войны.
Пизанские горы вдали
Вдохновлялась я этим постом, там много замечательных снимков