Интересный взгляд на Интерстеллар, я об этом не думала при просмотре.
Протагонист, он же главный герой, Куп. С самого начала нам говорят, что этот человек стоит перед сложным выбором: спастись самому или спасти семью? Следовать мечте и стать одиночкой или прозябать на ферме, зато сохранить семью? Последовать за мечтой или сохранить хорошие отношения с дочерью? Полететь на планету или сберечь топливо? Полететь на планету А или планету Б (а топлива хватает только на одну!) В конце концов, прыгнуть в черную дыру самому и умереть или бросить в нее даму сердца и полететь к планете Б, став героем?
И вот как ни странно каждый раз оказывается так, что есть еще и третий вариант, при котором главному герою удается и рыбку съесть и на *** сесть. Нехватка топлива? Так его можно сэкономить: тормозим об воздух. Ну или пользуемся притяжением черной дыры.* Умереть ради спасения человечества? Да нет, опять не вышло, оказалось, что черная дыра не опасна. Зря волновался. Да и дочка тоже на тебя больше не сердится. А дама сердца ждет - не дождется, когда ты уже приедешь и поможешь ей колонизировать новый мир (во всех смыслах слова).
Настоящий выбор - это тот, в котором, отдавая предпочтение одной альтернативе, ты полностью лишаешься другой. При этом у обеих альтернатив есть достоинства и недостатки. Предпочтя альтернативу номер один, ты лишаешься достоинств альтернативы номер два. Проблем с "Interstellar" в том, что выбор, который предоставляется герою, только кажется настоящим.
Получается, что каждый раз, когда главный герой выбирает счастье большинства вместо личного счастья, из-за кулис выползает деус экс махина и делает так, чтобы сбылось и то, и другое. В нормальной жизни мы бы назвали это удачей. Но фильм - это не "нормальная жизнь". Фильм - это конструкция реальности, в которой зритель вынужден идентифицировать себя с главным героям и извлекать выводы из его поступков, основываясь на последствиях этих поступков (это когда зритель не занят рассматриванием красивых деталей космических кораблей). Вывод, который мы поневоле извлекаем из этого фильма: будь героем, и тогда удача будет на твоей стороне. Поступай как альтруист, сопротивляйся и борись - но когда ты попадешь в передрягу, знай: удача на твоей стороне.
Поэтому самый интересный персонаж в этом фильме - это не Куп, а Доктор Манн. Вот у кого-кого, а у него был настоящий выбор. Либо умереть, но умереть смертью героя, либо выжить, но остаться лжецом и предателем. Ему вполне могло повезти, и тогда мы бы увидели, как он прилетает на третью планету и основывает колонию с тяжелым грузом на совести. Но ему не повезло. Он умер лжецом и предателем. Вы видите, надеюсь, как удача и неудача становятся решающим моментом? Купу удача дает положительные последствия обеих альтернатив, а Манн вынужден довольствоваться только негативными последствиями (с)