29 сентября была страшная годовщина. Одна из, увы, многих и многих.
И так хочется верить, что людям всё же хватит человечности не допустить подобного в будущем. Остановить то, что жуткого происходит сейчас. Стать лучше.
Три Бабьих Яра Украины
«Многие люди поразили меня. И не только темные, озлобленные, безграмотные. Вот старик-педагог, пенсионер, ему 75 лет, он всегда спрашивал о тебе, просил передать привет, говорил о тебе: «Он наша гордость». А в эти дни проклятые, встретив меня, не поздоровался, отвернулся. А потом мне рассказывали, что он на собрании в комендатуре говорил: «Воздух очистился, не пахнет чесноком». Зачем ему это — ведь эти слова его пачкают.... Но, Витенька, конечно, не все пошли на это собрание. Многие отказались.
Когда я собралась в путь и думала, как мне дотащить корзину до Старого города, неожиданно пришел мой пациент Щукин, угрюмый и, как мне казалось, черствый человек. Он взялся понести мои вещи, дал мне триста рублей и сказал, что будет раз в неделю приносить мне хлеб к ограде. Он работает в типографии, на фронт его не взяли по болезни глаз. До войны он лечился у меня, и если бы мне предложили перечислить людей с отзывчивой, чистой душой, — я назвала бы десятки имен, но не его.
Как различны характеры людей! Шперлинг [доктор-терапевт] в свои пятьдесят восемь лет полон энергии. <…>. Он сказал мне, что в гетто следует устроить школу. Он даже предложил мне давать Юре (его сыну) уроки французского языка и платить за урок тарелкой супа... »