Люблю читать его психологические эссе, всегда есть о чём подумать, и в большинстве случаев созвучно моему миро- и самоощущению.

Экзистенциальный наблюдатель - о том, как важно эмоциональному, реагирующему Я и аналитическому, рациональному Я иногда уступать место наблюдательному Я. Который может встать над вопросами "что я чувствую" и "что я думаю", и задаться "как я устроен", и увидеть шаблоны и замкнутые круги своих реакций.

Иллюзии о справедливом мире в бесстрастной Вселенной - как по мне, обязательно к прочтению. Про две крайние позиции: про идею справедливой вселенной и исходящее из неё обвинение жертвы во всех происшествиях, и про идею безумного хаотичного мира, приводящую к выученной беспомощности. Ну и про золотую середину в виде концепции равнодушного мира.

В этом мире нет конфеток за хорошее поведение, и нет розг за плохое. Есть просто действия — и их последствия, часть из которых мы можем просчитать, а часть — нет. В этом мире нет вопроса «за что?» или недоуменных вопросов о том, на каком таком основании негодяи умирают в богатстве и в своей постели, а хорошие люди — в нищете и в окопах. Просто одни делали то-то, а другие — то-то (или не делали). Этому миру невозможно ставить условия в стиле «я веду себя хорошо — поэтому вы мне должны...», но и выть от ужаса, ожидая неизбежной кары от злобной и всесильной Вселенной, тоже нет нужды.
Нет возможности манипулировать этим миром через соблюдение правил — чихал он на эти наши правила, на всю цивилизацию человека, время существования которой — миг.

Так что же делать человеку в равнодушной Вселенной? То, что он делал всегда — обживать ее. Мы не можем изменить, перевернуть мир, но можем обратить на себя его внимание. Я не могу заставить других людей полюбить себя. Но могу проявлять себя так, чтобы появилась вероятность того, что меня полюбили. Я не могу вынудить другого человека стать ясным для меня — я могу лишь быть ясным сам, и это даст шанс другому стать ясным для меня. Мы не можем устранить из мира несчастья и беды — может только снижать их вероятность. Мы не можем контролировать этот мир — хорошо бы научиться контролировать себя. Это не так обнадеживает, как в «справедливом мире», но дает шанс, которого нет в мире безумном.

На смену «живи по правилам, и тогда будет все хорошо» и «что бы ты ни делал, все бесполезно, пока не изменится мир» приходит другое, давно известное правило, с одной поправкой: «делай что можешь, и будь что будет».