влюблена в книги. Взаимно
Мы тут Аноним посмотрели, очень понравилось, сразу вспомнилась статья, которой меня JAK_BR просвещала (ниже, первая из двух). Действительно загадочная и увлекательная история литературной мистификации. Почему, кто, для чего? А ещё очень захотелось почитать другие произведения мастера, кроме школьных «Ромео и Джульеты» и «Гамлета», его сюжеты и персонажи на слуху всегда, но с самими текстами не знакома.
Личность великого Уильяма Шекспира на протяжении вот уже многих веков окружена тайной. Существует множество версий — кем он был на самом деле, среди которых есть одна, весьма оригинальная, согласно которой под именем Шекспира скрывалась женщина. Время от времени появляются новые «кандидаты» в авторы шекспировского литературного наследия. Существует множество ответов на знаменитый «шекспировский вопрос». Одну из версий того, кому принадлежит авторство гениальных, всемирно известных пьес и поэтических опусов, мы и предлагаем читателю.
А что нам достоверно известно об Уильяме Шекспире, родившемся в Стратфорде в 1564 году и скончавшемся там же 52 года спустя? дальшеО начальном образовании Шекспира ничего не известно. Принято считать, что он несколько лет ходил в городскую грамматическую школу. Больше, видимо, он нигде не учился; во всяком случае среди студентов колледжей и университетов Англии его имя не значится (а списки студентов за конец XVI века сохранились).
Чем занимался в Стратфорде Шекспир в свои молодые годы, тоже неизвестно. Восемнадцати лет он женился на АннеХетеуэи из деревни Шот-тери, взяв за нею небольшое приданое. И супруга его, и двое дочерей грамоты не знали, что для того времени было делом обычным. Через несколько лет Уильям Шекспир с одной из бродячих актерских трупп отправился в Лондон.
О первых годах его жизни в английской столице мы также ничего не знаем. В 1594 году он стал членом, а возможно, и пайщиком труппы «Слуги лорда-камергера». Актеры должны были иметь высоких покровителей, иначе их считали бродягами.
Обосновавшись в Лондоне, Шекспир семью оставил в Стратфорде. Туда он время от времени наезжал, покупал и продавал там дома и земельные участки, давал деньги в рост и преследовал по суду несостоятельных должников. Об этой его деятельности сохранилось порядочное количество документов. А вот о его творческой работе нет решительно ничего - ни рукописей, ни черновых набросков. Даже писем к друзьям - и тех нет. Удалось отыскать лишь шесть его подписей под официальными документами.
В феврале 1599 года Шекспир как пайщик принял участие в сооружении вскоре ставшего знаменитым лондонского театра «Глобус». В мае 1603 года, вскоре после смерти королевы Елизаветы и воцарения Якова I, актерская труппа, с которой Шекспир связал свою судьбу, получает королевский патент, дававший право «свободно применять свое умение представлять комедии, трагедии, хроники, интерлюдии, моралите, пасторали, драмы и прочее».
Следующие десять лет Шекспир значится в списках труппы как актер. В 1613 году он уступает кому-то свои пай и окончательно перебирается в родной Стратфорд. Там он проживет еще три года. От этого времени сохранилось несколько документов имущественного характера, в частности завещание. Он скрупулезно распределил между родственниками свои деньги и имущество. Но в завещании ни слова не говорится о рукописях или книгах! Трудно себе представить, чтобы у Шекспира не было хотя бы небольшой библиотеки. А его собственные книги, сборники пьес, издания поэм и сонетов? В завещании о них нет ни слова. Это странно, не правда ли?
В апреле 1616 года Уильям Шекспир умер. Никаких откликов на его кончину не последовало. А ведь в ту пору в честь ушедших писателей и поэтов, даже малоизвестных, издавались памятные сборники. Здесь же речь шла о драматурге, уже при жизни объявленном великим. Еще одна странность...
Вообще-то, исследователям, изучающим гигантскую фигуру английского драматурга, не позавидуешь. На каждом шагу - все новые загадки и парадоксы. И главная из них, пожалуй, та, что налицо огромное несоответствие между тем, что нам известно о человеке по имени Уильям Шекспир и его произведениями, за которыми стоит личность совсем другого масштаба и образованности.
В тогдашнем Стратфорде не было почти никаких книг, кроме Библии. Да и по всей Англии того времени нельзя было сыскать ни одной общедоступной библиотеки. Откуда же тогда взялись те колоссальные знания, которые обнаруживает автор творений, подписанных именем Уильяма Шекспира?
Начать с того, что творческое наследие Шекспира свидетельствует не только о гениальном художественном мастерстве его автора, но также и об огромном, ни с чем не сравнимом богатстве языка. Подсчитано, что словарь Шекспира включает около 20 тысяч слов, то есть в три-четыре раза больше, чем у самых образованных и литературно одаренных его современников. Кроме того, Шекспир, как свидетельствует Оксфордский словарь, ввел в английский язык около 3200 новых слов!
Произведения Шекспира свидетельствуют также о том, что автор «Отелло», «Ромео и Джульетты» и «Гамлета» владел французским, латинским, итальянским языками, мог читать на древнегреческом, а возможно, и на других языках. Он превосходно знал греко-римскую мифологию, использовал сочинения Гомера, Плавта, Овидия, Тита Ливия, Сенеки, Плутарха, Аппиана и других античных авторов, знал их не только в переводах, но и на языке оригиналов.
Шекспиру были известны произведения прославленных французских и итальянских писателей, своих предшественников и современников - Монтеня, Рабле, Ронсара, Ариосто, Боккаччо. Чрезвычайно широк круг его чтения на английском языке. При создании пьес на исторические темы он пользовался хрониками и трудами по истории страны, знал романы о короле Артуре, следил за литературой о и географических открытиях, за произведениями современных ему поэтов и драматургов, хорош разбирался в Священном писании.
Шекспир был осведомлен в музыке, медицине, военном деле. Многое в его текстах говорит о близком знакомстве Шекспира с придворным этикетом, родословными, языком и обычаями самой высокородной знати и даже монархов. Именно в этой среде происходит действие большинства его пьес.
Шекспир досконально знал многие города Северной Италии. Места действия его пьес - Венеция, Падуя, Верона, Милан, Мантуя. В Венеции ему были известны не только главные достопримечательности, но и некоторые небольшие переулки и даже отдельные здания. В «итальянских» пьесах Шекспира, как подметили изучавшие их литературоведы, неповторимая атмосфера итальянской жизни, ее яркие краски и солнце переданы с такой живостью и достоверностью, какие возможны лишь для писателя, который сам жил на этой благословенной земле.
Герои «галантной» пьесы «Бесплодные усилия любви» - современники Шекспира: французский король Генрих IV (названный в пьесе Фердинандом), его первая жена Маргарита Валуа, ближайшие придворные под их собственными именами. Автор с виртуозной легкостью живописует этот замкнутый, недоступный для простых смертных круг, передает утонченные беседы своих героев, словесные пикировки могущественных вельмож и очаровательных юных аристократок, приводит хитроумные каламбуры, множество иноязычных фраз и отдельных словечек... Такая вот всесторонне образованная, располагающая богатейшим словарным запасом личность возникает при изучении шекспировских произведений и, при всем желании, никак не накладывается на скромную фигуру актера Уильяма Шекспира.
<Претендент на место гения - Роджерс Рэтленд Мэннерс читать дальше
Сомнения в том, что Уильям Шекспир из Стратфорда и гениальный писатель Шекспир - одно и то же лицо, породили знаменитый «шекспировский вопрос», над которым вот уже полтора века бьется не одно поколение ученых. В Шекспиры выдвигался, например, знаменитый драматург елизаветинской эпохи Кристофер Марло. Но тот погиб еще в 1593 году, в начале литературной карьеры Шекспира. Назывались и другие претенденты на место гения.
Наш соотечественник, историк литературы Илья Гилилов предложил свою разгадку тайны. Его дерзкая, но аргументированная концепция изложена им в недавно вышедшей книге «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса». Давайте проследим жизнь человека, которым еще в конце XIX - начале XX века заинтересовались шекспироведы США, Бельгии Германии, и, вслед за Гилиловым, «примерим» к ней творчество Шекспира.
Этот человек - граф Роджерс Рэтленд Мэннерс (1576-1612), английский аристократ времен Елизаветы и Якова I. Граф Рэтленд странным образом постоянно оказывался там, где мог бы быть, судя по его произведениям, великий Шекспир.
Рэтленд рано остался без отца. Благодаря своему знатному происхождению он считался «ребенком государства», воспитывал его знаменитый философ и ученый Фрэнсис Бэкон. В 1587 году Рэтленда отправляют в Кембридж и зачисляют в Колледж королевы. Занятия в этом учебном заведении были очень напряженными. Студенты изучали латынь, древнегреческий и древнееврейский языки, богословие, юриспруденцию, медицину, философию, логику, риторику. В программу входило также чтение и постановка пьес 1 латинских авторов. Нередко студенты и сами становились авторами пьес, которые разыгрывались по торжественным дням.
Семь студенческих лет остались позади. Заметим, что литературоведы находят во многих шекспировских произведениях «следы Кембриджа» - выражения и словечки, бывшие в ходу только у тамошних студентов; мы слышим их даже из уст короля Лира.
В колледже Рэтленд имел прозвище Потрясающий Копьем. Заметим также, что первые восторженные отклики на творчество Шекспира, поэта и драматурга, исходили из среды однокашников Рэтленда по Кембриджу.
Имя и фамилия Уильям Шекспир впервые появляется в 1593 году под авторским посвящением графу Саутгемптону утонченной эротической поэмы «Венера и Адонис», которую автор называет здесь «первенцем» своей фантазии. Под этим же псевдонимом в следующем году появляется и вторая поэма - «Обесчещенная Лукреция».
Весной 1595 года у Рэтленда умерла мать. Несколько месяцев он проводит в своем имении Бельвуар, много читает, пишет сам. Кстати, 1595 год отмечен появлением шекспировских пьес «Сон в летнюю ночь» и «Король Иоанн».
Юноши из знатных семей по окончании образования отправлялись обычно в путешествие на континент. Рэтленд посещает Голландию, Германию, Италию. Первым итальянским городом для него стала Верона, известная своим античным амфитеатром. Вспомним, что в Вероне происходит действие шекспировских пьес «Два веронца» и «Ромео и Джульетта».
В марте 1596 года Рэтленд внесен в списки студентов знаменитого в то время Падуанского университета. Вместе с Рэтлендом в списках значились студенты из Дании - Розенкранц и Гильденстерн. В «Гамлете», как известно, эти фамилии носят студенческие приятели датского принца. А в пьесе «Укрощение строптивой» слуга Транио перечисляет предметы, которые в Падуанском университете изучает его господин...
В конце сентября 1596 года Рэтленд уже в Венеции. Кипучая жизнь торговой республики, яркие краски, смешение религий и рас на рынках и площадях города, столь необычное для глаз жителя Туманного Альбиона, - все это ощутимо в «Венецианском купце» и венецианских сценах «Отелло».
Дальнейший путь Рэтленда лежит через Швейцарию в Париж. Короля Генриха IV в то время не было во французской столице, но придворная жизнь не замирала. Рэтленд был представлен ко двору. Напомним, что действие комедии «Бесплодные усилия любви» происходит при дворе «наваррского короля».
А между тем лорд Роберт Эссекс, патрон Рэтленда, готовит в это время морской поход к Азорским островам против испанцев. Рэтленд срочно возвращается в Англию, чтобы принять участие в походе. Возможно, что впечатления от этого морского предприятия отразились позднее в пьесе «Буря».
Вернувшись в Лондон, Рэтленд записывается в Грейс Инн, одну из четырех столичных корпораций, которые одновременно были своеобразными учебными заведениями. Студенты Грейс Инн не только изучали законы и практиковались в их применении, но и любили повеселиться, увлекались театром. На Рождество обязательно устраивались театральные представления, шуточные церемонии и шествия по Лондону. В шекспировском «Генрихе IV» воспроизведены некоторые обычаи и обряды, принятые в Грейс Инн, но вряд ли известные широкой публике.
В 1598 году Рэтленд встречает падчерицу лорда Эссекса, Елизавету, дочь знаменитого английского поэта Филиппа Сидни. Молодые люди увлеклись Друг другом. Их встречи превращаются в состязания в остроумии, в фейерверк каламбуров и колкостей. Трудно не вспомнить здесь непрерывные пикировки между Бенедиктом, падуанским сочинителем сонетов, и Беатриче из «Много шума из ничего», комедии, появившейся именно в это время. Через год Роджерс Рэтленд и Елизавета стали мужем и женой.
Но еще раньше, в апреле 1599 года, Рэтленд оказывается в Ирландии. Под командованием лорда Эссекса он сражается с мятежниками. Там он становится полковником и получает рыцарское звание. В июне 1600 года Рэтленд, уже в Нидерландах, участвует в боях против испанцев. А между тем Эссекс, заключив перемирие с мятежниками-ирландцами, возвращается в Лондон, не получив на это разрешения королевы.
Лорд Эссекс давно уже стал главой аристократической фронды, якобы направленной против «дурных советников королевы». В феврале 1601 года Эссекс с тремя сотнями своих сторонников, среди которых был и Рэтленд, отправляются сначала к королевскому дворцу, а потом в Сити. Власти были наготове и быстро подавили плохо подготовленное выступление. Его участники оказались в тюрьме.
А дальше суд скорый и суровый. Эссекс и четверо его ближайших соратников были казнены. Рэтленд остался в живых, хотя «во время мятежа шел с обнаженной шпагой рядом с Эссексом». Существует легенда, что королева Елизавета знала, что Рэтленд - это и есть Шекспир, а потому сохранила ему жизнь...
Первые месяцы после суда Рэтленд провел в Тауэре, потом, благодаря вмешательству влиятельных друзей, из тюрьмы его выпустили и отправили в ссылку под надзор его двоюродного деда. На Рэтленда был наложен гигантский для того времени штраф в 30 тысяч фунтов стерлингов.
Моральное состояние Рэтленда было ужасным. На его глазах отрубили голову его другу и благодетелю Эссексу. «Дурные советники королевы» торжествовали. Сам он был разорен и отлучен от общества, пострадали и его близкие. Правда, через несколько месяцев ему разрешат жить в своем имении Бельвуар. С 1601 года историки литературы отмечают резкий перелом в творчестве Шекспира, поворот его к трагическому видению мира. В эти годы будут написаны «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра».
Известно, какие книги были в библиотеке Бельвуара; часть из них дошла до наших дней. Практически все исторические и литературные источники шекспировских пьес находились в этой библиотеке. Там же был найден вариант песни из «Двенадцатой ночи», написанной рукой Рэтленда.
В марте 1603 года умирает королева Елизавета, и на престол поднимается сын Марии Стюарт - Яков. Положение Рэтленда сразу же меняется к лучшему. Новый монарх скостил ему огромный штраф, восстановил в правах. Летом 1603 года Яков I посылает Рэтленда в Данию с почетной миссией - поздравить короля Христиана IV с рождением сына.
Посланца Англии встретили с большой торжественностью, в его честь устраивались королевские приемы и пиры. Все это важно упомянуть в связи с творческой историей одной из самых знаменитых пьес Шекспира - «Гамлета». Дело в том, что через год после миссии Рэтленда в Данию появилось второе издание «Гамлета» в значительно увеличенном объеме. Заметно изменилась вся пьеса, многие герои получили новые имена. Так, королевский министр Корамбис превратился в Полония, королева Герута получила датское имя Гертруда. А главное - появился реальный колорит Дании начала XVII века.
После своего возвращения граф Рэтленд живет в основном в своем родном Бельвуаре, уклоняясь по возможности от пребывания при дворе. Он часто болеет и лишь изредка «совершает набеги на берега Темзы» или посещает университеты в Кембридже и Оксфорде. Известно, что жена Рэтленда писала стихи. Возможно, что шекспировские произведения начала XVII века созданы супругами совместно. Видимо, и знаменитые сонеты, изданные в 1609 году, написаны частично Елизаветой (некоторые из них обращены к мужчине).
1610-1611 годами датируется пьеса «Буря». В это время Рэтленд был уже тяжело болен. Последняя шекспировская пьеса «Генрих VIII» дописывалась, по мнению ученых, драматургом Джоном Флетчером. Если считать, что ее автор - Уильям Шекспир из Стратфорда, это представляется несколько странным. Ведь тот прожил еще три года, мог бы закончить пьесу и сам...
Весной 1612 года Рэтленд был уже очень плох, его перевезли в Кембридж к знаменитому тогда врачу Уильяму Батлеру. В начале мая Рэтленд составляет завещание, а 26 июня умирает. Самым поразительным в его завещании явилось то, что он решительно ничего не оставил своей жене, которую любил. Видимо, он знал, что Елизавета последует вслед за ним. И действительно, 1 августа 1612 года она принимает яд. Не найдено никаких откликов на смерть этой необыкновенной четы. Однако Илья Гилилов изучил малоизвестный поэтический сборник «Жертва любви» и установил, что сборник этот был напечатан в 1612-1613 годах в память о супругах Рэтленд.
...Гамлет говорит: «Весь мир - театр, и люди в нем - актеры». Рэтленд и его жена превратили в драматическое действо собственную жизнь. Почему же они скрывались под псевдонимом Уильям Шекспир? Подлинных мотивов мы не знаем. Во всяком случае е ту эпоху аристократы не гнушались литературного труда. Даже король Яков издавал свои творения. Значит, дело в личности Рэтленда, в его жизненных установках. Он писал пьесы, хотел видеть их на сцене, но собственное авторство его мало занимало. Считают, что и знаменитый сборник сонетов был напечатан без его ведома.
Творчество под именем Уильяма Шекспира, актера труппы «Слуг его величества» (Рэтленд был знаком с ним), являлось для последнего своеобразной литературной игрой, мистификацией. Подобные случаи известны в истории литературы.
После смерти Рэтленда тайна его литературного авторства тщательно скрывалась. Кто-то предусмотрительно позаботился, чтобы потомки связывали шекспировское творчество с Уильямом Шекспиром из Стратфорда
В 1622 году в церкви Святой Троицы стараниями неких знатных лиц сооружается памятник Шекспиру с надписью по-латыни, гласящей, что усопший «умом был подобен Нестору, гением - Сократу, искусством - Марону (Вергилию); земля его покрывает, народ оплакивает, Олимп принимает».
В 1623 году выходит первое полное собрание сочинений Шекспира, так называемое «Первое фолио». Были там и несколько стихотворений других авторов, посвященных «Божественному Уильяму». Заметим, что в одном из стихотворений содержится странная фраза: «Мы скорбим, Шекспир, что ты ушел так рано с мировой сцены в могилу...» Та же мысль проводится еще в одном стихотворении.
Как мы помним, Шекспир из Стратфорда умер на 53 году жизни, в возрасте для той эпохи почтенном. А действительно рано - тридцати шести лет - скончался граф Рэтленд.
Поразительно, что, хотя современники превозносили Шекспира как первого среди поэтов и драматургов Англии, мы не найдем у них никаких сведений о Шекспире как человеке, который где-то жил, имел определенный возраст, такую-то внешность, привычки, друзей, наконец. Практически ничего не писали и о сравнительно недавно умерших супругах Рэтленд. Это был какой-то заговор молчания, в организации которого, несомненно, принимали участие верхи общества. Почему это было так - мы не знаем; может быть, узнаем в будущем.
Василий МИЦУРОВ, кандидат исторических наук
А вот версия, что пьесы писал де Вер, как утверждает Эммерих в "Анониме". И снова те же места и университеты дальше
«Множество доводов указывает на то, что «Уильям Шекспир» был псевдонимом Эдуарда де Вера, семнадцатого графа Оксфордского, и что Уильям Шекспир (или Шакспьер, или Шагспир, или Шаксбери: фамилия в Стратфорде писалась по- разному, но почти всегда не через «е», и, следовательно, произносилась тоже отлично от «Шекспир» — с коротким «а») был просто процветающим торговцем.
Об Эдуарде де Вере мы знаем многое: он вел авантюрный образ жизни, и много происшедших с ним событий отражено в пьесах. Родился Эдуард в 1550 году. Он был сыном и наследником шестнадцатого графа Оксфордского, богатого, знатного аристократа. Как приличествовало наследнику титула, корнями уходившего ко временам норманнских завоеваний, молодой Эдуард обучился всем принятым для лорда искусствам: верховой езде, охоте, военным искусствам, а также более изящным — музыке и танцам. Не было проигнорировано и обучение наукам. У Эдуарда были личные учителя французского языка, латыни и других предметов. В конце концов он получил звание бакалавра в Кембриджском университете и закончил курс в Оксфорде. Позже Эдуард в течение года изучал законодательство в Грейс Инн, одной из известнейших юридических корпораций в Лондоне. Его отец умер, когда Эдуарду было всего двенадцать лет, и его мать впоследствии вышла замуж вторично. Однако он недолго оставался возле матери. Его передали под королевскую опеку и назначили опекуна. Опекуном был выбран Уильям Сесил, лорд-казначей Англии и в течение многих лет член личного совета королевы Елизаветы I. Как имеющий наибольшее доверие королевы, Сесил был самым могущественным человеком в Англии С молодым де Вером, как приличествовало его рангу, обращались как с членом семьи Сесилов. (Некий таинственный инцидент, в результате которого он убил одного из слуг, был замят судом благодаря влиянию Сесила.) В девятнадцать лет его представили ко двору, где он встретился со всеми первыми лицами государства, включая саму королеву. Она была очарована блестящим молодым человеком, атлетически сложенным, милым, с прекрасной внешностью. Вскоре Эдуард стал ее фаворитом.
В двадцать один год Эдуард женился на дочери своего опекуна Анне Сесил. Поскольку они вместе росли, и она была почти его «младшей сестрой», такая женитьба выглядела очень необычной. (Однако Постум Леонат, герой «Цимбелина», тоже женился на дочери своего опекуна. Между его историей и жизнью де Вера много и других сходств.)
В двадцать четыре года де Вер отправился в длительное путешествие по Европе Он посетил Францию и Германию, провел около десяти месяцев в Италии, затем через Францию вернулся в Англию. На обратном пути через Ла-Манш его корабль подвергся нападению пиратов, которые планировали захватить своих жертв и потребовать выкуп. Но де Вер сообщил пиратам о своей личной дружбе с королевой Елизаветой, и те решили, что лучше отпустить его побыстрее безо всякого выкупа (Очень похожий случай происходит с героем «Гамлета»). В это время жена де Вера Анна родила дочь. Хотя девочка родилась только через восемь месяцев после отъезда Эдуарда, он стал утверждать, что это не его ребенок, что Анна была ему неверна, и отказался жить с ней. Большинство историков чувствуют, что его обвинение выглядело очень неубедительным. Очевидно, де Вер в конце концов тоже пришел к такому заключению, поскольку через пять лет отчуждения отказался от своих обвинений и вернулся к Анне. (Фальшивые обвинения в неверности невиновной молодой жены — обычная тема в пьесах Шекспира. Например, «Все хорошо, что хорошо кончается», «Зимняя сказка» и «Отелло». И в каждом случае незаслуженно измученная жена прощает мужа).
В течение пяти лет жизни после расставания с женой де Вер имел связь с придворной дамой, которая впоследствии забеременела. Узнав об этом, королева Елизавета разгневалась. Де Вер был арестован и заключен в Тауэр. Через несколько месяцев его освободили, но оскорбленный друг придворной дамы напал на него и тяжело ранил. Уличные схватки между двумя семьями продолжались до тех пор, пока королева не пригрозила посадить всех в тюрьму, если сражения не прекратятся (Похоже на сюжет «Ромео и Джульетты».)
После того как де Вер вернулся к жене, у них родилось пятеро детей. Затем Анна в возрасте всего тридцати двух лет внезапно скончалась. Спустя четыре года де Вер женился вновь, я его вторая жена пережила мужа. В то же время финансовые дела де Вера — которые находились в плачевном состоянии из-за его привычки тратить деньги — радикально улучшились. В 1586 году, когда де Веру было тридцать шесть лет, королева Елизавета I назначила ему пенсион в невероятном размере — 1000 фунтов в год. Это равно сегодняшним 100 000 долларов в год. И без налогов! Значительная сумма, если учесть, что Елизавета I была довольно бережлива в отношении денег! Любопытно, в документе о предоставлении пенсиона не упомянуто ни одной обязанности, которую в ответ должен был бы выполнять де Вер, ни одной из прошлых служб, за которую он награждался. Щедрый дар, однако, регулярно выплачивался до конца жизни королевы, и ее преемник король Яков I продолжал платить после ее смерти в 1603 году.
Де Вер всегда активно интересовался поэзией и театром, был другом многих литераторов. Известно, что в молодости он написал несколько стихов и пьес под своим именем. (Те ранние пьесу утеряны, но несколько стихотворений сохранилось. Некоторые из них довольно приличные, хотя, конечно, ниже уровня зрелого Уильяма Шекспира.) Однако де Вер не опубликовал ни одного своего произведения из-за превалировавшего тогда представления, что сочинение стихов для издания дискредитировало аристократа.
Однако после дара королевы Елизаветы I де Вер не написал больше ни одной строчки под своим именем. И в течение нескольких лет стихи и пьесы начали появляться за подписью невидимого автора Уильяма Шекспира. Почему же Елизавета I назначила такой щедрый пенсион де Веру? Хотя ни одной причины никогда не было установлено, очевидное объяснение заключается в том, что она — как многие монархи до нее — покровительствовала талантливым художникам в надежде, что их достижения прославят ее правление. Если королева мотивировала свой поступок этим, определенно ее деньги не пропали даром. В самом деле, ни один правитель ни до, ни после Елизаветы I, похоже, не сделал лучшего выбора! Получив пенсион королевы Елизаветы I, очень деятельный в прошлом Эдуард де Вер полностью удалился от придворной жизни. Возможно, он провел последние восемнадцать лет своей жизни, занимаясь сочинением и переделкой великих пьес и стихов, которые сделали «Уильяма Шекспира» знаменитым.
Де Вер умер в 1604 году во время эпидемии чумы и был похоронен возле своего загородного дома в Хэкни неподалеку от городка Стратфорд. (В Англии было два городка под названием Стратфорд, и в то время этот был больше, чем Стратфорд-на-Эйвоне).
Вообще единственное препятствие к тому, чтобы признать де Вера автором пьес, заключается в следующем: почему он держал свою личность в секрете? Есть несколько возможных объяснений. В то время существовал строгий запрет для знатных особ сочинять стихи для издания и пьесы для коммерческого театра Де Вер был известен как придворный человек. Поскольку множество пьес связано с придворной жизнью, если бы он признал свое авторство, люди, естественно (и, вероятно, правильно!), предположили бы, что различные персонажи были созданы как оскорбительные пародии на различных реальных придворных. Сейчас подобное литературное творчество — обычное дело и, хотя вряд ли налаживает дружеские отношения, не является причиной для ответных действий. По стандартам того времени, однако оно по меньшей мере стало бы основанием для судебного процесса или — еще вероятнее — для дуэли. Скрыв свое авторство, де Вер избежал подобных неприятностей. Многие сонеты Уильяма Шекспира адресованы возлюбленной. Признание авторства смутило бы жену де Вера.
Хуже того, многие сонеты адресованы мужчине и часто интерпретируются как свидетельство того, что автор был гомосексуалистом или бисексуалом. Верна ли подобная интерпретация или нет (большинство критиков считают, что неверна) признание авторства этих сонетов вызвало бы сплетни, которые очень смутили бы всю семью. Возможно, ни один из этих ответов неубедителен сам по себе. Но собранные вместе, они могут оказаться полным объяснением, почему де Вер скрывал свою личность.
И последний вопрос: как Шекспира стали считать автором пьес? Начало положено тремя ссылками, каждая из которых сделана через несколько лет после смерти Шекспира и каждая неоднозначна. Если не произошло необычное совпадение, кажется, будто кто-то тщательно устроил мистификацию. Кому же это было сделано? И кем? Мы не можем определенно ответить на этот вопрос, наиболее правдоподобное объяснение заключается в том, что мистификацию устроила семья де Вера, когда решила (около 1620 года) опубликовать собрание его сочинений и решила продолжить держать в секрете подлинное авторство. Мотивы решения членов семьи были, очевидно, такими же, как у самого де Вера: страх перед скандалом (и возможны другие мотивы, например обещание монарху).
Бена Джонсона, написавшего предисловие к первому изданию, убедили включить пару неоднозначных строк, которые сильно намекают (не говоря прямо, но и не высказывая какой-либо другой лжи), что автор приехал из Стратфорда-на-Эйвоне. Члены семьи де Вера также позаботились о том, чтобы там, рядом с могилой Шекспира, был поставлен монумент с надписью, которая включает в себя сильные (хотя и неопределенные) слова похвалы. Поскольку личность Уильяма Шекспира всегда держалась в секрете, было достаточно нескольких намеков на человека из Стратфорда, чтобы начать эту историю.» отсюда
И ещё про самого Уильяма Шекспира: дальше
«Например, не существует ни одной записи, свидетельствующей, что Шекспир когда-либо учился в Стратфордской грамматической школе. Ни один ученик и ни один учитель никогда не заявляли, что были одноклассниками или преподавателями знаменитого драматурга. Также неясно, играл ли он когда-нибудь в театре.
... у нас так мало информации о жизни Шекспира, гораздо меньше, чем ожидалось иметь о такой выдающейся личности. Он жил не на задворках страны и не в эпоху варваров, а в Англии в период правления королевы Елизаветы I, хорошо отраженный в документах. Тогда существовала печатная пресса, письменные материалы были обычным делом, и многие граждане умели читать и писать. Конечно, много бумаг утеряно, но несколько миллионов подлинных документов той эпохи сохранилось. Из большого интереса к Уильяму Шекспиру целая армия ученых проследила историю трех поколений в поисках данных, разыскивая информацию о самом знаменитом в мире литературном гении. В процессе исследований они открыли стопы бумаг с информацией почти о каждом серьезном поэте того времени — и о менее серьезных тоже. Но все, что им удалось обнаружить о Шекспире, это около трех дюжин незначительных ссылок, ни одна из которых не описывает его как поэта или драматурга!
Мы знаем несравнимо больше о жизни Фрэнсиса Бэкона, королевы Елизаветы I, Бена Джонсона или Эдмонда Спенсера, чем о жизни Шекспира. В самом деле, мы знаем гораздо больше даже о таком незначительном поэте, как Джон Лайли, чем о Шекспире. Но у нас есть также гораздо больше информации о Галилее (родившемся в один год с Шекспиром), о Микеланджело (родившемся на восемьдесят девять лет раньше) или даже о Боккаччо (родившемся в 1313 году), чем о Шекспире.
Относительной проблемой является тот факт, что, живя в Лондоне, великий драматург оставался фактически незаметным. Предположительно Шекспир провел около двадцати лет в Лондоне (1592–1612). Но мы не можем найти ни одной записи на протяжении всех этих двадцати лет, свидетельствующей, что кто-то видел великого актера и драматурга во плоти. Когда люди видели знаменитого актера Ричарда Барбейджа или встречались с драматургом Беном Джонсоном, они отмечали это как важное событие. Но если кто-нибудь в Лондоне в течение двадцати лет великой деятельности Шекспира видел его на сцене, или беседовал с ним о поэзии, или переписывался с ним, или встречал его либо в гостях, либо на улице, то он не посчитал такую встречу достойной упоминания!
Возможно, еще более серьезной проблемой в официальной биографии является отношение Шекспира к Стратфорду-на-Эйвоне. Хотя он предположительно является величайшим английским писателем — и хорошо известным актером вдобавок, — никто в его родном городе, похоже, не осознавал, что живет рядом с известным человеком, не замечал в нем ничего необычного! Это тем более странно, если вспомнить, что Шекспир покидал Стратфорд бедным, а вернулся весьма состоятельным, — перемена, которая естественно должна была вызвать интерес у друзей и соседей. Факт остается фактом — в течение всей жизни Шекспира никто из его друзей или соседей в Стратфорде — даже никто из его семьи! — никогда не считал Шекспира актером, драматургом, поэтом и вообще литератором какого-либо ранга!
К сожалению, рукописей пьес, написанных его почерком, не существует, как не существует ни одного раннего наброска, ни одного фрагмента, ни одного неопубликованного или незаконченного произведения. Фактически, если не брать в расчет шесть подписей на юридических документах, нет ничего, что было бы написано почерком Шекспира. Ни записок, ни блокнотов, ни меморандумов, ни дневников. Не сохранилось ни одного личного или делового письма.
В связи с этим можно отметить, что родители, жена и дети Шекспира были неграмотными. Человек родителей не выбирает, а супругу себе Шекспир мог выбрать по другим достоинствам, нежели умение читать. Но все же трудно поверить, будто отец, для которого написанное слово значило так много, позволил бы своим дочерям вырасти неграмотными. Если Шекспир действительно был Шекспиром, тогда он единственный выдающийся автор в истории, чьи дети — и это известно — не умели читать и писать.
Еще мы можем отметить, что в эпоху, когда английские поэты после смерти одного из своих коллег обычно устраивали им пышные похороны и сочиняли длинные панегирики, смерть Шекспира в 1616 году оказалась для всех британских писателей совершенно незамеченной. Даже Бен Джонсон — который позже утверждал, что был большим поклонником и другом Шекспира, — никак не выразил сожаление по поводу смерти Шекспира и даже вообще не отметил это событие. Становится ясно, что поэты того времени не видели связи между человеком из Стратфорда и великим драматургом.
...пьесы Шекспира фактически лишены случаев или обстоятельств, которые можно было бы отнести к жизненному опыту Шекспира. Шекспир никогда не заканчивал университет, и (как было отмечено выше) очень сомнительно, учился ли он когда-нибудь в грамматической школе. Шекспир приехал из маленького городка и имел мелкобуржуазное окружение.
Конечно, биографы-ортодоксы сконструировали гипотетические объяснения всех несоответствий, которые я описал. В совокупности эти объяснения неправдоподобны, но каждое в отдельности по меньшей мере вероятно. Например, возможно — хотя люди обычно хранят письма, полученные от знаменитостей, — что из-за простого совпадения каждое личное или деловое письмо, написанное Шекспиром, исчезло без следа вместе со всеми его записками, блокнотами и рукописями. Возможно, человек, чьи пьесы свидетельствуют о его восхищении умными, образованными женщинами, позволил своим дочерям вырасти неграмотными. И возможно, что, хотя Шекспир и был наиболее замечательным писателем в Англии, никто из друзей, членов семьи или соседей в Стратфорде никогда не считал его актером, поэтом или драматургом. Очень непохоже на правду, но возможно. Однако при этом, как и в большинстве случаев, целое сильнее любой своей части. Будь в официальной истории одно-два несовпадения, мы могли бы принять для них и более надуманные объяснения. Но через некоторое время мы не можем не заметить: под официальную историю не подходит ничего. Кажется, все здесь требует специальных и часто искусственных объяснений.» отсюда
А вот здесь доказывают как раз, что Шекспир - это Шекспир, как ни странно)
А как вам кажется? Я-то уже предвзята, мне вариант с де Вером нравится.
Личность великого Уильяма Шекспира на протяжении вот уже многих веков окружена тайной. Существует множество версий — кем он был на самом деле, среди которых есть одна, весьма оригинальная, согласно которой под именем Шекспира скрывалась женщина. Время от времени появляются новые «кандидаты» в авторы шекспировского литературного наследия. Существует множество ответов на знаменитый «шекспировский вопрос». Одну из версий того, кому принадлежит авторство гениальных, всемирно известных пьес и поэтических опусов, мы и предлагаем читателю.
А что нам достоверно известно об Уильяме Шекспире, родившемся в Стратфорде в 1564 году и скончавшемся там же 52 года спустя? дальшеО начальном образовании Шекспира ничего не известно. Принято считать, что он несколько лет ходил в городскую грамматическую школу. Больше, видимо, он нигде не учился; во всяком случае среди студентов колледжей и университетов Англии его имя не значится (а списки студентов за конец XVI века сохранились).
Чем занимался в Стратфорде Шекспир в свои молодые годы, тоже неизвестно. Восемнадцати лет он женился на АннеХетеуэи из деревни Шот-тери, взяв за нею небольшое приданое. И супруга его, и двое дочерей грамоты не знали, что для того времени было делом обычным. Через несколько лет Уильям Шекспир с одной из бродячих актерских трупп отправился в Лондон.
О первых годах его жизни в английской столице мы также ничего не знаем. В 1594 году он стал членом, а возможно, и пайщиком труппы «Слуги лорда-камергера». Актеры должны были иметь высоких покровителей, иначе их считали бродягами.
Обосновавшись в Лондоне, Шекспир семью оставил в Стратфорде. Туда он время от времени наезжал, покупал и продавал там дома и земельные участки, давал деньги в рост и преследовал по суду несостоятельных должников. Об этой его деятельности сохранилось порядочное количество документов. А вот о его творческой работе нет решительно ничего - ни рукописей, ни черновых набросков. Даже писем к друзьям - и тех нет. Удалось отыскать лишь шесть его подписей под официальными документами.
В феврале 1599 года Шекспир как пайщик принял участие в сооружении вскоре ставшего знаменитым лондонского театра «Глобус». В мае 1603 года, вскоре после смерти королевы Елизаветы и воцарения Якова I, актерская труппа, с которой Шекспир связал свою судьбу, получает королевский патент, дававший право «свободно применять свое умение представлять комедии, трагедии, хроники, интерлюдии, моралите, пасторали, драмы и прочее».
Следующие десять лет Шекспир значится в списках труппы как актер. В 1613 году он уступает кому-то свои пай и окончательно перебирается в родной Стратфорд. Там он проживет еще три года. От этого времени сохранилось несколько документов имущественного характера, в частности завещание. Он скрупулезно распределил между родственниками свои деньги и имущество. Но в завещании ни слова не говорится о рукописях или книгах! Трудно себе представить, чтобы у Шекспира не было хотя бы небольшой библиотеки. А его собственные книги, сборники пьес, издания поэм и сонетов? В завещании о них нет ни слова. Это странно, не правда ли?
В апреле 1616 года Уильям Шекспир умер. Никаких откликов на его кончину не последовало. А ведь в ту пору в честь ушедших писателей и поэтов, даже малоизвестных, издавались памятные сборники. Здесь же речь шла о драматурге, уже при жизни объявленном великим. Еще одна странность...
Вообще-то, исследователям, изучающим гигантскую фигуру английского драматурга, не позавидуешь. На каждом шагу - все новые загадки и парадоксы. И главная из них, пожалуй, та, что налицо огромное несоответствие между тем, что нам известно о человеке по имени Уильям Шекспир и его произведениями, за которыми стоит личность совсем другого масштаба и образованности.
В тогдашнем Стратфорде не было почти никаких книг, кроме Библии. Да и по всей Англии того времени нельзя было сыскать ни одной общедоступной библиотеки. Откуда же тогда взялись те колоссальные знания, которые обнаруживает автор творений, подписанных именем Уильяма Шекспира?
Начать с того, что творческое наследие Шекспира свидетельствует не только о гениальном художественном мастерстве его автора, но также и об огромном, ни с чем не сравнимом богатстве языка. Подсчитано, что словарь Шекспира включает около 20 тысяч слов, то есть в три-четыре раза больше, чем у самых образованных и литературно одаренных его современников. Кроме того, Шекспир, как свидетельствует Оксфордский словарь, ввел в английский язык около 3200 новых слов!
Произведения Шекспира свидетельствуют также о том, что автор «Отелло», «Ромео и Джульетты» и «Гамлета» владел французским, латинским, итальянским языками, мог читать на древнегреческом, а возможно, и на других языках. Он превосходно знал греко-римскую мифологию, использовал сочинения Гомера, Плавта, Овидия, Тита Ливия, Сенеки, Плутарха, Аппиана и других античных авторов, знал их не только в переводах, но и на языке оригиналов.
Шекспиру были известны произведения прославленных французских и итальянских писателей, своих предшественников и современников - Монтеня, Рабле, Ронсара, Ариосто, Боккаччо. Чрезвычайно широк круг его чтения на английском языке. При создании пьес на исторические темы он пользовался хрониками и трудами по истории страны, знал романы о короле Артуре, следил за литературой о и географических открытиях, за произведениями современных ему поэтов и драматургов, хорош разбирался в Священном писании.
Шекспир был осведомлен в музыке, медицине, военном деле. Многое в его текстах говорит о близком знакомстве Шекспира с придворным этикетом, родословными, языком и обычаями самой высокородной знати и даже монархов. Именно в этой среде происходит действие большинства его пьес.
Шекспир досконально знал многие города Северной Италии. Места действия его пьес - Венеция, Падуя, Верона, Милан, Мантуя. В Венеции ему были известны не только главные достопримечательности, но и некоторые небольшие переулки и даже отдельные здания. В «итальянских» пьесах Шекспира, как подметили изучавшие их литературоведы, неповторимая атмосфера итальянской жизни, ее яркие краски и солнце переданы с такой живостью и достоверностью, какие возможны лишь для писателя, который сам жил на этой благословенной земле.
Герои «галантной» пьесы «Бесплодные усилия любви» - современники Шекспира: французский король Генрих IV (названный в пьесе Фердинандом), его первая жена Маргарита Валуа, ближайшие придворные под их собственными именами. Автор с виртуозной легкостью живописует этот замкнутый, недоступный для простых смертных круг, передает утонченные беседы своих героев, словесные пикировки могущественных вельмож и очаровательных юных аристократок, приводит хитроумные каламбуры, множество иноязычных фраз и отдельных словечек... Такая вот всесторонне образованная, располагающая богатейшим словарным запасом личность возникает при изучении шекспировских произведений и, при всем желании, никак не накладывается на скромную фигуру актера Уильяма Шекспира.
<Претендент на место гения - Роджерс Рэтленд Мэннерс читать дальше
Сомнения в том, что Уильям Шекспир из Стратфорда и гениальный писатель Шекспир - одно и то же лицо, породили знаменитый «шекспировский вопрос», над которым вот уже полтора века бьется не одно поколение ученых. В Шекспиры выдвигался, например, знаменитый драматург елизаветинской эпохи Кристофер Марло. Но тот погиб еще в 1593 году, в начале литературной карьеры Шекспира. Назывались и другие претенденты на место гения.
Наш соотечественник, историк литературы Илья Гилилов предложил свою разгадку тайны. Его дерзкая, но аргументированная концепция изложена им в недавно вышедшей книге «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса». Давайте проследим жизнь человека, которым еще в конце XIX - начале XX века заинтересовались шекспироведы США, Бельгии Германии, и, вслед за Гилиловым, «примерим» к ней творчество Шекспира.
Этот человек - граф Роджерс Рэтленд Мэннерс (1576-1612), английский аристократ времен Елизаветы и Якова I. Граф Рэтленд странным образом постоянно оказывался там, где мог бы быть, судя по его произведениям, великий Шекспир.
Рэтленд рано остался без отца. Благодаря своему знатному происхождению он считался «ребенком государства», воспитывал его знаменитый философ и ученый Фрэнсис Бэкон. В 1587 году Рэтленда отправляют в Кембридж и зачисляют в Колледж королевы. Занятия в этом учебном заведении были очень напряженными. Студенты изучали латынь, древнегреческий и древнееврейский языки, богословие, юриспруденцию, медицину, философию, логику, риторику. В программу входило также чтение и постановка пьес 1 латинских авторов. Нередко студенты и сами становились авторами пьес, которые разыгрывались по торжественным дням.
Семь студенческих лет остались позади. Заметим, что литературоведы находят во многих шекспировских произведениях «следы Кембриджа» - выражения и словечки, бывшие в ходу только у тамошних студентов; мы слышим их даже из уст короля Лира.
В колледже Рэтленд имел прозвище Потрясающий Копьем. Заметим также, что первые восторженные отклики на творчество Шекспира, поэта и драматурга, исходили из среды однокашников Рэтленда по Кембриджу.
Имя и фамилия Уильям Шекспир впервые появляется в 1593 году под авторским посвящением графу Саутгемптону утонченной эротической поэмы «Венера и Адонис», которую автор называет здесь «первенцем» своей фантазии. Под этим же псевдонимом в следующем году появляется и вторая поэма - «Обесчещенная Лукреция».
Весной 1595 года у Рэтленда умерла мать. Несколько месяцев он проводит в своем имении Бельвуар, много читает, пишет сам. Кстати, 1595 год отмечен появлением шекспировских пьес «Сон в летнюю ночь» и «Король Иоанн».
Юноши из знатных семей по окончании образования отправлялись обычно в путешествие на континент. Рэтленд посещает Голландию, Германию, Италию. Первым итальянским городом для него стала Верона, известная своим античным амфитеатром. Вспомним, что в Вероне происходит действие шекспировских пьес «Два веронца» и «Ромео и Джульетта».
В марте 1596 года Рэтленд внесен в списки студентов знаменитого в то время Падуанского университета. Вместе с Рэтлендом в списках значились студенты из Дании - Розенкранц и Гильденстерн. В «Гамлете», как известно, эти фамилии носят студенческие приятели датского принца. А в пьесе «Укрощение строптивой» слуга Транио перечисляет предметы, которые в Падуанском университете изучает его господин...
В конце сентября 1596 года Рэтленд уже в Венеции. Кипучая жизнь торговой республики, яркие краски, смешение религий и рас на рынках и площадях города, столь необычное для глаз жителя Туманного Альбиона, - все это ощутимо в «Венецианском купце» и венецианских сценах «Отелло».
Дальнейший путь Рэтленда лежит через Швейцарию в Париж. Короля Генриха IV в то время не было во французской столице, но придворная жизнь не замирала. Рэтленд был представлен ко двору. Напомним, что действие комедии «Бесплодные усилия любви» происходит при дворе «наваррского короля».
А между тем лорд Роберт Эссекс, патрон Рэтленда, готовит в это время морской поход к Азорским островам против испанцев. Рэтленд срочно возвращается в Англию, чтобы принять участие в походе. Возможно, что впечатления от этого морского предприятия отразились позднее в пьесе «Буря».
Вернувшись в Лондон, Рэтленд записывается в Грейс Инн, одну из четырех столичных корпораций, которые одновременно были своеобразными учебными заведениями. Студенты Грейс Инн не только изучали законы и практиковались в их применении, но и любили повеселиться, увлекались театром. На Рождество обязательно устраивались театральные представления, шуточные церемонии и шествия по Лондону. В шекспировском «Генрихе IV» воспроизведены некоторые обычаи и обряды, принятые в Грейс Инн, но вряд ли известные широкой публике.
В 1598 году Рэтленд встречает падчерицу лорда Эссекса, Елизавету, дочь знаменитого английского поэта Филиппа Сидни. Молодые люди увлеклись Друг другом. Их встречи превращаются в состязания в остроумии, в фейерверк каламбуров и колкостей. Трудно не вспомнить здесь непрерывные пикировки между Бенедиктом, падуанским сочинителем сонетов, и Беатриче из «Много шума из ничего», комедии, появившейся именно в это время. Через год Роджерс Рэтленд и Елизавета стали мужем и женой.
Но еще раньше, в апреле 1599 года, Рэтленд оказывается в Ирландии. Под командованием лорда Эссекса он сражается с мятежниками. Там он становится полковником и получает рыцарское звание. В июне 1600 года Рэтленд, уже в Нидерландах, участвует в боях против испанцев. А между тем Эссекс, заключив перемирие с мятежниками-ирландцами, возвращается в Лондон, не получив на это разрешения королевы.
Лорд Эссекс давно уже стал главой аристократической фронды, якобы направленной против «дурных советников королевы». В феврале 1601 года Эссекс с тремя сотнями своих сторонников, среди которых был и Рэтленд, отправляются сначала к королевскому дворцу, а потом в Сити. Власти были наготове и быстро подавили плохо подготовленное выступление. Его участники оказались в тюрьме.
А дальше суд скорый и суровый. Эссекс и четверо его ближайших соратников были казнены. Рэтленд остался в живых, хотя «во время мятежа шел с обнаженной шпагой рядом с Эссексом». Существует легенда, что королева Елизавета знала, что Рэтленд - это и есть Шекспир, а потому сохранила ему жизнь...
Первые месяцы после суда Рэтленд провел в Тауэре, потом, благодаря вмешательству влиятельных друзей, из тюрьмы его выпустили и отправили в ссылку под надзор его двоюродного деда. На Рэтленда был наложен гигантский для того времени штраф в 30 тысяч фунтов стерлингов.
Моральное состояние Рэтленда было ужасным. На его глазах отрубили голову его другу и благодетелю Эссексу. «Дурные советники королевы» торжествовали. Сам он был разорен и отлучен от общества, пострадали и его близкие. Правда, через несколько месяцев ему разрешат жить в своем имении Бельвуар. С 1601 года историки литературы отмечают резкий перелом в творчестве Шекспира, поворот его к трагическому видению мира. В эти годы будут написаны «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра».
Известно, какие книги были в библиотеке Бельвуара; часть из них дошла до наших дней. Практически все исторические и литературные источники шекспировских пьес находились в этой библиотеке. Там же был найден вариант песни из «Двенадцатой ночи», написанной рукой Рэтленда.
В марте 1603 года умирает королева Елизавета, и на престол поднимается сын Марии Стюарт - Яков. Положение Рэтленда сразу же меняется к лучшему. Новый монарх скостил ему огромный штраф, восстановил в правах. Летом 1603 года Яков I посылает Рэтленда в Данию с почетной миссией - поздравить короля Христиана IV с рождением сына.
Посланца Англии встретили с большой торжественностью, в его честь устраивались королевские приемы и пиры. Все это важно упомянуть в связи с творческой историей одной из самых знаменитых пьес Шекспира - «Гамлета». Дело в том, что через год после миссии Рэтленда в Данию появилось второе издание «Гамлета» в значительно увеличенном объеме. Заметно изменилась вся пьеса, многие герои получили новые имена. Так, королевский министр Корамбис превратился в Полония, королева Герута получила датское имя Гертруда. А главное - появился реальный колорит Дании начала XVII века.
После своего возвращения граф Рэтленд живет в основном в своем родном Бельвуаре, уклоняясь по возможности от пребывания при дворе. Он часто болеет и лишь изредка «совершает набеги на берега Темзы» или посещает университеты в Кембридже и Оксфорде. Известно, что жена Рэтленда писала стихи. Возможно, что шекспировские произведения начала XVII века созданы супругами совместно. Видимо, и знаменитые сонеты, изданные в 1609 году, написаны частично Елизаветой (некоторые из них обращены к мужчине).
1610-1611 годами датируется пьеса «Буря». В это время Рэтленд был уже тяжело болен. Последняя шекспировская пьеса «Генрих VIII» дописывалась, по мнению ученых, драматургом Джоном Флетчером. Если считать, что ее автор - Уильям Шекспир из Стратфорда, это представляется несколько странным. Ведь тот прожил еще три года, мог бы закончить пьесу и сам...
Весной 1612 года Рэтленд был уже очень плох, его перевезли в Кембридж к знаменитому тогда врачу Уильяму Батлеру. В начале мая Рэтленд составляет завещание, а 26 июня умирает. Самым поразительным в его завещании явилось то, что он решительно ничего не оставил своей жене, которую любил. Видимо, он знал, что Елизавета последует вслед за ним. И действительно, 1 августа 1612 года она принимает яд. Не найдено никаких откликов на смерть этой необыкновенной четы. Однако Илья Гилилов изучил малоизвестный поэтический сборник «Жертва любви» и установил, что сборник этот был напечатан в 1612-1613 годах в память о супругах Рэтленд.
...Гамлет говорит: «Весь мир - театр, и люди в нем - актеры». Рэтленд и его жена превратили в драматическое действо собственную жизнь. Почему же они скрывались под псевдонимом Уильям Шекспир? Подлинных мотивов мы не знаем. Во всяком случае е ту эпоху аристократы не гнушались литературного труда. Даже король Яков издавал свои творения. Значит, дело в личности Рэтленда, в его жизненных установках. Он писал пьесы, хотел видеть их на сцене, но собственное авторство его мало занимало. Считают, что и знаменитый сборник сонетов был напечатан без его ведома.
Творчество под именем Уильяма Шекспира, актера труппы «Слуг его величества» (Рэтленд был знаком с ним), являлось для последнего своеобразной литературной игрой, мистификацией. Подобные случаи известны в истории литературы.
После смерти Рэтленда тайна его литературного авторства тщательно скрывалась. Кто-то предусмотрительно позаботился, чтобы потомки связывали шекспировское творчество с Уильямом Шекспиром из Стратфорда
В 1622 году в церкви Святой Троицы стараниями неких знатных лиц сооружается памятник Шекспиру с надписью по-латыни, гласящей, что усопший «умом был подобен Нестору, гением - Сократу, искусством - Марону (Вергилию); земля его покрывает, народ оплакивает, Олимп принимает».
В 1623 году выходит первое полное собрание сочинений Шекспира, так называемое «Первое фолио». Были там и несколько стихотворений других авторов, посвященных «Божественному Уильяму». Заметим, что в одном из стихотворений содержится странная фраза: «Мы скорбим, Шекспир, что ты ушел так рано с мировой сцены в могилу...» Та же мысль проводится еще в одном стихотворении.
Как мы помним, Шекспир из Стратфорда умер на 53 году жизни, в возрасте для той эпохи почтенном. А действительно рано - тридцати шести лет - скончался граф Рэтленд.
Поразительно, что, хотя современники превозносили Шекспира как первого среди поэтов и драматургов Англии, мы не найдем у них никаких сведений о Шекспире как человеке, который где-то жил, имел определенный возраст, такую-то внешность, привычки, друзей, наконец. Практически ничего не писали и о сравнительно недавно умерших супругах Рэтленд. Это был какой-то заговор молчания, в организации которого, несомненно, принимали участие верхи общества. Почему это было так - мы не знаем; может быть, узнаем в будущем.
Василий МИЦУРОВ, кандидат исторических наук
А вот версия, что пьесы писал де Вер, как утверждает Эммерих в "Анониме". И снова те же места и университеты дальше
«Множество доводов указывает на то, что «Уильям Шекспир» был псевдонимом Эдуарда де Вера, семнадцатого графа Оксфордского, и что Уильям Шекспир (или Шакспьер, или Шагспир, или Шаксбери: фамилия в Стратфорде писалась по- разному, но почти всегда не через «е», и, следовательно, произносилась тоже отлично от «Шекспир» — с коротким «а») был просто процветающим торговцем.
Об Эдуарде де Вере мы знаем многое: он вел авантюрный образ жизни, и много происшедших с ним событий отражено в пьесах. Родился Эдуард в 1550 году. Он был сыном и наследником шестнадцатого графа Оксфордского, богатого, знатного аристократа. Как приличествовало наследнику титула, корнями уходившего ко временам норманнских завоеваний, молодой Эдуард обучился всем принятым для лорда искусствам: верховой езде, охоте, военным искусствам, а также более изящным — музыке и танцам. Не было проигнорировано и обучение наукам. У Эдуарда были личные учителя французского языка, латыни и других предметов. В конце концов он получил звание бакалавра в Кембриджском университете и закончил курс в Оксфорде. Позже Эдуард в течение года изучал законодательство в Грейс Инн, одной из известнейших юридических корпораций в Лондоне. Его отец умер, когда Эдуарду было всего двенадцать лет, и его мать впоследствии вышла замуж вторично. Однако он недолго оставался возле матери. Его передали под королевскую опеку и назначили опекуна. Опекуном был выбран Уильям Сесил, лорд-казначей Англии и в течение многих лет член личного совета королевы Елизаветы I. Как имеющий наибольшее доверие королевы, Сесил был самым могущественным человеком в Англии С молодым де Вером, как приличествовало его рангу, обращались как с членом семьи Сесилов. (Некий таинственный инцидент, в результате которого он убил одного из слуг, был замят судом благодаря влиянию Сесила.) В девятнадцать лет его представили ко двору, где он встретился со всеми первыми лицами государства, включая саму королеву. Она была очарована блестящим молодым человеком, атлетически сложенным, милым, с прекрасной внешностью. Вскоре Эдуард стал ее фаворитом.
В двадцать один год Эдуард женился на дочери своего опекуна Анне Сесил. Поскольку они вместе росли, и она была почти его «младшей сестрой», такая женитьба выглядела очень необычной. (Однако Постум Леонат, герой «Цимбелина», тоже женился на дочери своего опекуна. Между его историей и жизнью де Вера много и других сходств.)
В двадцать четыре года де Вер отправился в длительное путешествие по Европе Он посетил Францию и Германию, провел около десяти месяцев в Италии, затем через Францию вернулся в Англию. На обратном пути через Ла-Манш его корабль подвергся нападению пиратов, которые планировали захватить своих жертв и потребовать выкуп. Но де Вер сообщил пиратам о своей личной дружбе с королевой Елизаветой, и те решили, что лучше отпустить его побыстрее безо всякого выкупа (Очень похожий случай происходит с героем «Гамлета»). В это время жена де Вера Анна родила дочь. Хотя девочка родилась только через восемь месяцев после отъезда Эдуарда, он стал утверждать, что это не его ребенок, что Анна была ему неверна, и отказался жить с ней. Большинство историков чувствуют, что его обвинение выглядело очень неубедительным. Очевидно, де Вер в конце концов тоже пришел к такому заключению, поскольку через пять лет отчуждения отказался от своих обвинений и вернулся к Анне. (Фальшивые обвинения в неверности невиновной молодой жены — обычная тема в пьесах Шекспира. Например, «Все хорошо, что хорошо кончается», «Зимняя сказка» и «Отелло». И в каждом случае незаслуженно измученная жена прощает мужа).
В течение пяти лет жизни после расставания с женой де Вер имел связь с придворной дамой, которая впоследствии забеременела. Узнав об этом, королева Елизавета разгневалась. Де Вер был арестован и заключен в Тауэр. Через несколько месяцев его освободили, но оскорбленный друг придворной дамы напал на него и тяжело ранил. Уличные схватки между двумя семьями продолжались до тех пор, пока королева не пригрозила посадить всех в тюрьму, если сражения не прекратятся (Похоже на сюжет «Ромео и Джульетты».)
После того как де Вер вернулся к жене, у них родилось пятеро детей. Затем Анна в возрасте всего тридцати двух лет внезапно скончалась. Спустя четыре года де Вер женился вновь, я его вторая жена пережила мужа. В то же время финансовые дела де Вера — которые находились в плачевном состоянии из-за его привычки тратить деньги — радикально улучшились. В 1586 году, когда де Веру было тридцать шесть лет, королева Елизавета I назначила ему пенсион в невероятном размере — 1000 фунтов в год. Это равно сегодняшним 100 000 долларов в год. И без налогов! Значительная сумма, если учесть, что Елизавета I была довольно бережлива в отношении денег! Любопытно, в документе о предоставлении пенсиона не упомянуто ни одной обязанности, которую в ответ должен был бы выполнять де Вер, ни одной из прошлых служб, за которую он награждался. Щедрый дар, однако, регулярно выплачивался до конца жизни королевы, и ее преемник король Яков I продолжал платить после ее смерти в 1603 году.
Де Вер всегда активно интересовался поэзией и театром, был другом многих литераторов. Известно, что в молодости он написал несколько стихов и пьес под своим именем. (Те ранние пьесу утеряны, но несколько стихотворений сохранилось. Некоторые из них довольно приличные, хотя, конечно, ниже уровня зрелого Уильяма Шекспира.) Однако де Вер не опубликовал ни одного своего произведения из-за превалировавшего тогда представления, что сочинение стихов для издания дискредитировало аристократа.
Однако после дара королевы Елизаветы I де Вер не написал больше ни одной строчки под своим именем. И в течение нескольких лет стихи и пьесы начали появляться за подписью невидимого автора Уильяма Шекспира. Почему же Елизавета I назначила такой щедрый пенсион де Веру? Хотя ни одной причины никогда не было установлено, очевидное объяснение заключается в том, что она — как многие монархи до нее — покровительствовала талантливым художникам в надежде, что их достижения прославят ее правление. Если королева мотивировала свой поступок этим, определенно ее деньги не пропали даром. В самом деле, ни один правитель ни до, ни после Елизаветы I, похоже, не сделал лучшего выбора! Получив пенсион королевы Елизаветы I, очень деятельный в прошлом Эдуард де Вер полностью удалился от придворной жизни. Возможно, он провел последние восемнадцать лет своей жизни, занимаясь сочинением и переделкой великих пьес и стихов, которые сделали «Уильяма Шекспира» знаменитым.
Де Вер умер в 1604 году во время эпидемии чумы и был похоронен возле своего загородного дома в Хэкни неподалеку от городка Стратфорд. (В Англии было два городка под названием Стратфорд, и в то время этот был больше, чем Стратфорд-на-Эйвоне).
Вообще единственное препятствие к тому, чтобы признать де Вера автором пьес, заключается в следующем: почему он держал свою личность в секрете? Есть несколько возможных объяснений. В то время существовал строгий запрет для знатных особ сочинять стихи для издания и пьесы для коммерческого театра Де Вер был известен как придворный человек. Поскольку множество пьес связано с придворной жизнью, если бы он признал свое авторство, люди, естественно (и, вероятно, правильно!), предположили бы, что различные персонажи были созданы как оскорбительные пародии на различных реальных придворных. Сейчас подобное литературное творчество — обычное дело и, хотя вряд ли налаживает дружеские отношения, не является причиной для ответных действий. По стандартам того времени, однако оно по меньшей мере стало бы основанием для судебного процесса или — еще вероятнее — для дуэли. Скрыв свое авторство, де Вер избежал подобных неприятностей. Многие сонеты Уильяма Шекспира адресованы возлюбленной. Признание авторства смутило бы жену де Вера.
Хуже того, многие сонеты адресованы мужчине и часто интерпретируются как свидетельство того, что автор был гомосексуалистом или бисексуалом. Верна ли подобная интерпретация или нет (большинство критиков считают, что неверна) признание авторства этих сонетов вызвало бы сплетни, которые очень смутили бы всю семью. Возможно, ни один из этих ответов неубедителен сам по себе. Но собранные вместе, они могут оказаться полным объяснением, почему де Вер скрывал свою личность.
И последний вопрос: как Шекспира стали считать автором пьес? Начало положено тремя ссылками, каждая из которых сделана через несколько лет после смерти Шекспира и каждая неоднозначна. Если не произошло необычное совпадение, кажется, будто кто-то тщательно устроил мистификацию. Кому же это было сделано? И кем? Мы не можем определенно ответить на этот вопрос, наиболее правдоподобное объяснение заключается в том, что мистификацию устроила семья де Вера, когда решила (около 1620 года) опубликовать собрание его сочинений и решила продолжить держать в секрете подлинное авторство. Мотивы решения членов семьи были, очевидно, такими же, как у самого де Вера: страх перед скандалом (и возможны другие мотивы, например обещание монарху).
Бена Джонсона, написавшего предисловие к первому изданию, убедили включить пару неоднозначных строк, которые сильно намекают (не говоря прямо, но и не высказывая какой-либо другой лжи), что автор приехал из Стратфорда-на-Эйвоне. Члены семьи де Вера также позаботились о том, чтобы там, рядом с могилой Шекспира, был поставлен монумент с надписью, которая включает в себя сильные (хотя и неопределенные) слова похвалы. Поскольку личность Уильяма Шекспира всегда держалась в секрете, было достаточно нескольких намеков на человека из Стратфорда, чтобы начать эту историю.» отсюда
И ещё про самого Уильяма Шекспира: дальше
«Например, не существует ни одной записи, свидетельствующей, что Шекспир когда-либо учился в Стратфордской грамматической школе. Ни один ученик и ни один учитель никогда не заявляли, что были одноклассниками или преподавателями знаменитого драматурга. Также неясно, играл ли он когда-нибудь в театре.
... у нас так мало информации о жизни Шекспира, гораздо меньше, чем ожидалось иметь о такой выдающейся личности. Он жил не на задворках страны и не в эпоху варваров, а в Англии в период правления королевы Елизаветы I, хорошо отраженный в документах. Тогда существовала печатная пресса, письменные материалы были обычным делом, и многие граждане умели читать и писать. Конечно, много бумаг утеряно, но несколько миллионов подлинных документов той эпохи сохранилось. Из большого интереса к Уильяму Шекспиру целая армия ученых проследила историю трех поколений в поисках данных, разыскивая информацию о самом знаменитом в мире литературном гении. В процессе исследований они открыли стопы бумаг с информацией почти о каждом серьезном поэте того времени — и о менее серьезных тоже. Но все, что им удалось обнаружить о Шекспире, это около трех дюжин незначительных ссылок, ни одна из которых не описывает его как поэта или драматурга!
Мы знаем несравнимо больше о жизни Фрэнсиса Бэкона, королевы Елизаветы I, Бена Джонсона или Эдмонда Спенсера, чем о жизни Шекспира. В самом деле, мы знаем гораздо больше даже о таком незначительном поэте, как Джон Лайли, чем о Шекспире. Но у нас есть также гораздо больше информации о Галилее (родившемся в один год с Шекспиром), о Микеланджело (родившемся на восемьдесят девять лет раньше) или даже о Боккаччо (родившемся в 1313 году), чем о Шекспире.
Относительной проблемой является тот факт, что, живя в Лондоне, великий драматург оставался фактически незаметным. Предположительно Шекспир провел около двадцати лет в Лондоне (1592–1612). Но мы не можем найти ни одной записи на протяжении всех этих двадцати лет, свидетельствующей, что кто-то видел великого актера и драматурга во плоти. Когда люди видели знаменитого актера Ричарда Барбейджа или встречались с драматургом Беном Джонсоном, они отмечали это как важное событие. Но если кто-нибудь в Лондоне в течение двадцати лет великой деятельности Шекспира видел его на сцене, или беседовал с ним о поэзии, или переписывался с ним, или встречал его либо в гостях, либо на улице, то он не посчитал такую встречу достойной упоминания!
Возможно, еще более серьезной проблемой в официальной биографии является отношение Шекспира к Стратфорду-на-Эйвоне. Хотя он предположительно является величайшим английским писателем — и хорошо известным актером вдобавок, — никто в его родном городе, похоже, не осознавал, что живет рядом с известным человеком, не замечал в нем ничего необычного! Это тем более странно, если вспомнить, что Шекспир покидал Стратфорд бедным, а вернулся весьма состоятельным, — перемена, которая естественно должна была вызвать интерес у друзей и соседей. Факт остается фактом — в течение всей жизни Шекспира никто из его друзей или соседей в Стратфорде — даже никто из его семьи! — никогда не считал Шекспира актером, драматургом, поэтом и вообще литератором какого-либо ранга!
К сожалению, рукописей пьес, написанных его почерком, не существует, как не существует ни одного раннего наброска, ни одного фрагмента, ни одного неопубликованного или незаконченного произведения. Фактически, если не брать в расчет шесть подписей на юридических документах, нет ничего, что было бы написано почерком Шекспира. Ни записок, ни блокнотов, ни меморандумов, ни дневников. Не сохранилось ни одного личного или делового письма.
В связи с этим можно отметить, что родители, жена и дети Шекспира были неграмотными. Человек родителей не выбирает, а супругу себе Шекспир мог выбрать по другим достоинствам, нежели умение читать. Но все же трудно поверить, будто отец, для которого написанное слово значило так много, позволил бы своим дочерям вырасти неграмотными. Если Шекспир действительно был Шекспиром, тогда он единственный выдающийся автор в истории, чьи дети — и это известно — не умели читать и писать.
Еще мы можем отметить, что в эпоху, когда английские поэты после смерти одного из своих коллег обычно устраивали им пышные похороны и сочиняли длинные панегирики, смерть Шекспира в 1616 году оказалась для всех британских писателей совершенно незамеченной. Даже Бен Джонсон — который позже утверждал, что был большим поклонником и другом Шекспира, — никак не выразил сожаление по поводу смерти Шекспира и даже вообще не отметил это событие. Становится ясно, что поэты того времени не видели связи между человеком из Стратфорда и великим драматургом.
...пьесы Шекспира фактически лишены случаев или обстоятельств, которые можно было бы отнести к жизненному опыту Шекспира. Шекспир никогда не заканчивал университет, и (как было отмечено выше) очень сомнительно, учился ли он когда-нибудь в грамматической школе. Шекспир приехал из маленького городка и имел мелкобуржуазное окружение.
Конечно, биографы-ортодоксы сконструировали гипотетические объяснения всех несоответствий, которые я описал. В совокупности эти объяснения неправдоподобны, но каждое в отдельности по меньшей мере вероятно. Например, возможно — хотя люди обычно хранят письма, полученные от знаменитостей, — что из-за простого совпадения каждое личное или деловое письмо, написанное Шекспиром, исчезло без следа вместе со всеми его записками, блокнотами и рукописями. Возможно, человек, чьи пьесы свидетельствуют о его восхищении умными, образованными женщинами, позволил своим дочерям вырасти неграмотными. И возможно, что, хотя Шекспир и был наиболее замечательным писателем в Англии, никто из друзей, членов семьи или соседей в Стратфорде никогда не считал его актером, поэтом или драматургом. Очень непохоже на правду, но возможно. Однако при этом, как и в большинстве случаев, целое сильнее любой своей части. Будь в официальной истории одно-два несовпадения, мы могли бы принять для них и более надуманные объяснения. Но через некоторое время мы не можем не заметить: под официальную историю не подходит ничего. Кажется, все здесь требует специальных и часто искусственных объяснений.» отсюда
А вот здесь доказывают как раз, что Шекспир - это Шекспир, как ни странно)
А как вам кажется? Я-то уже предвзята, мне вариант с де Вером нравится.
"Каддафи объявил английского драматурга Уильяма Шекспира арабским эмигрантом, причем, по его данным, Шекспира на родине, откуда он уехал в Англию, звали Шейх Зубейр".
«И хорошо ещё, что им попался Шолохов, а не Шекспир. Ибо ретивый англичанин предпочитает доказывать своё авторство шпагой…»))
l-shch, реальный Шекспир скорее долговыми расписками)
Вот действительно странно
Ну, мою версию Вы помните. (Найдем и выложим?
Наверное потому, что я очень люблю Шекспира. Я люблю автора "Гамлета", "Двенадцатой ночи", "Ромео и Джульетты", "Много шума из ничего" и всего остального. Они все одинаково прекрасны. А потому совершенно не важно Шекспир настоящее имя автора или это псевдоним.
Вот если бы часть пьес была гениальной, а часть - бездарной, тогда имело бы смысл спорить, что Шекспир сам написал, а что нет.
в такой постановке вопроса само собой. Главное не имя, а творчество.
Но всё же мне интересна эта тема именно из-за возможной мистификации. Почему автор на это пошёл? почему скрывал? там же столько может крыться своих историй) вот как, например, в том же Анониме. Не смотрела этот фильм?
Пока нет, но надо будет посмотреть.