1. За что хотят убить детского доктора - узнать
Знакомьтесь, это – Пол Оффит, профессор педиатрии, заведующий инфекционным отделением детского госпиталя Филадельфии. Он занимается научными исследованиями, преподавательской и просветительской деятельностью. Он разработал средство, способное спасать сотни тысяч детских жизней каждый год.
Доктор Оффит регулярно получает письма и звонки с угрозами расправы. Угрожают не только ему самому: звонящие намекают, что знают, где учатся его дети. Пол не может публично выступить без вооруженной охраны. Его называют «террористом» и «убийцей детей».
Теперь познакомьтесь с другим доктором. Эндрю Уэйкфилд, он знаменит фальшивым исследованием и ложными заявлениями о том, что вакцина MMR, якобы, вызывает аутизм. Уэйкфилд был разоблачен, вскрылась его финансовая заинтересованность.
Заявления Уэйкфилда привели к панике среди родителей, массовым отказам от вакцинации, вслед за которыми закономерно последовал рост заболеваемости корью и, соответственно, рост смертности. За это действия Уэйкфилда и были названы самой разрушительной медицинской аферой столетия. Несмотря на это, аферист пользуется популярностью в определенных кругах, у него есть небольшая армия поклонников, он стал иконой антипрививочной секты.
Какая же между ними связь? Дело в том, что Пол Оффит – не просто детский врач. Он занимается изучением и разработкой вакцин. Доктор Оффит разработал вакцину против ротавируса, убивающего ежегодно до 600 тысяч детей, большинство из них – в развивающихся странах. Помимо этого, Оффит преподает и пишет книги о вакцинах.
Адепты теорий заговора и псевдонаучных верований – любопытные экземпляры. Они будут почитать мошенника, спровоцировавшего истерику и рост детской заболеваемости, при этом угрожать смертью доктору, разработавшему спасение для сотен тысяч детей, называя его «детоубийцей».
2. Вы все инквизиторы, а я – Галилей! - про "Galileo Argument"
Один из самых распространенных (и действующих на малообразованную публику) демагогических приемов выглядит примерно так:
Современная наука – это инквизиция. Академические круги не терпят инакомыслия и ведут гонения на неугодных! Когда-то точно так же отвергали Галилея!
Этот прием настолько распространен среди шарлатанов и фриков по всему миру, что даже получил название: «Galileo Argument».
В чем жульничество?
Лженаучные демагоги любят этот аргумент потому, что он все еще действует на рядового обывателя, которого в школе не учили основам критического мышления и сути научного метода. Давайте вместе выведем этих пройдох на чистую воду:
Галилей | Шарлатаны |
Пришел к своим выводам, наблюдая реально существующие явления | Делают заявления, не основываясь на реально существующих явлениях |
Предоставлял доказательства своей теории. Заявления Галилея можно было проверить. | Не могут предоставить надлежащих доказательств, либо выдают за доказательства то, что ими не является. |
Заявления Галилея отвергнуты церковниками вопреки доказательствам, в пользу необоснованных верований. | Заявления шарлатанов не принимаются по причине бездоказательности и несовместимости с фактами. |
Видите? Лженаучные демагоги, разглагольствуя про «гонения и Галилея», на самом деле, осуществляют подмену и переворачивают все с ног на голову.
Галилея прессовали не «академические круги», а церковники, инквизиторы.
Шарлатаны и лженаучные фрики, как раз, являются идейными наследниками тех самых инквизиторов. Свои верования они основывают на чем угодно (от галлюцинаций или невежества до религии или мошеннического умысла), только не на фактах. В отличие от Галилея и современных ученых.
Если бы сайенс-фрики или мошенники могли подтвердить хотя бы одно из своих сенсационных заявлений, то противостояния с наукой попросту не было бы – они изменили бы науку и стали бы ее частью.
Наука основана на научном методе познания. Мы видим какие-то явления, существующие в реальности, и пытаемся их объяснить. Выдвигаем гипотезу и проверяем ее, ставя эксперименты. Эти эксперименты можно воспроизвести.
Особо следует подчеркнуть, что в науке эксперименты ставят не для того, чтобы любой ценой подтвердить гипотезу. Их ставят, чтобы установить истину. Более того, самые важные эксперименты – те, которые могут опровергнуть гипотезу. Факты, противоречащие теории, приводят либо к ее отвержению, либо к доработке.
Лженаука не основана на том, что можно предъявить, воспроизвести, проверить. При любой попытке воспроизвести или проверить заявленные «результаты» фрики и шарлатаны нелепо верещат о «гонениях» или «принципиальной невозможности проверить».
В лженауке все, что противоречит «теории», будет отвергнуто или проигнорировано. Сами «теории» нередко формулируются так, что их в принципе нельзя опровергнуть. Например, одна из разновидностей лженауки – креационизм – основана на религиозном веровании в то, что некий сверхъестественный бог все сотворил. Предъявляют им кости динозавров – «дьявол подбросил» или «Ной не взял на ковчег». Предъявляют возраст Земли, установленный множеством разных физических методов – «бог сотворил Землю 6000 лет назад, но так, чтобы она выглядела, как будто ей миллиарды лет». На любой факт будет возражение, что таковы «неисповедимые пути всемогущего».
Научная картина мира основана на фактах из множества областей. Факты формируют целостную картину мира. Факты химии согласуются с фактами физики, например.
Лженаучные заявления нередко таковы, что противоречат почти всем известным законам и фактам. Скажем, гомеопаты, пилюльки которых разбавлены во столько миллионов раз, что молекул исходного вещества там просто не остается, делают громкие заявления о «памяти воды» и «информационном отпечатке». Все бы ничего, да эти заявления противоречат не только медицинским представлениям, но самим основам биологии, химии и физики.
Еще одна важная деталь: в науке гипотезы и теории выносят на суд профессионалов, которые будут придирчиво изучать статьи, выявлять нестыковки или даже подтасовки.
Лженаука имитирует научный метод, предъявляя не профессионалам, а обывателям «сенсационные открытия» и обилие наукообразных терминов вперемешку с загадочными приборчиками или мистическими артефактами. По поводу научной критики шарлатаны и фрики предпочитают делать заявления о «гонениях», рассчитанные все на тех же обывателей.
3. Моя любимая, но трагическая история - Спаситель матерей . Жаль, я не знала об Игнаце Земмельвейсе, когда была в Венгрии, я постараюсь найти памятник ему. Полный пост по ссылке, тут сокращённо
В 1846 году, когда 28–летний венгерский врач Игнац Земмельвейс приступил к работе в центральном клиническом госпитале Вены, медицина еще не знала причин инфекционных заболеваний.
Родильная горячка в то время убивала тысячи молодых женщин. Иногда погибало до трети родильниц.
В госпитале, где работал Земмельвейс, было два родильных отделения. На первом проходили обучение будущие врачи, на втором – акушерки, и разница в смертности от родильной горячки доходила до 5 раз, причем счет был не в пользу врачей. Но почему? ответ дальше
Земмельвейс бился над этой загадкой, тщательно собирая данные, выдвигая, проверяя и отвергая гипотезу за гипотезой, пока однажды не случилась трагедия. Весной 1847 года погиб коллега и добрый друг, профессор судебной медицины Якоб Коллетчка.
Патологоанатомическая картина соответствовала той, которую Земмельвейс сотни раз видел у погибших от родильной горячки матерей: множественные очаги гнойного воспаления.
Стало ясно, откуда взялась громадная разница в смертности: на втором отделении учились акушерки, которые, в отличие от студентов–медиков, не участвовали во вскрытиях. В то время, напомню, медицина еще не знала инфекционной теории, и будущие врачи нередко поднимались в родильный зал прямо из прозекторской.
Земмельвейс предложил простую вещь: мыть руки не после, а до того, как прикасаться к пациенту. Надо сказать, предложение это было встречено с большим недовольством, но Земмельвейс проявил завидное упорство и нажил множество недоброжелателей, заставляя докторов мыть руки раствором хлорной извести. Позже хлорной известью стали обрабатывать еще и инструменты.
В том же году непопулярные меры принесли плоды: смертность на отделении снизилась в разы. Казалось бы, тут и должно прийти заслуженное признание: налицо великолепный результат и научное обоснование.
Открытие Земмельвейса было велико, но еще масштабнее были невежество и заносчивость медицинских кругов.
Дошло до абсурда: директор клиники, профессор Клейн, на глазах которого состоялось открытие, не продлил контракт Земмельвейсу.
Раздраженный непрошибаемой тупостью местных медицинских кругов, Земмельвейс покинул Вену и переехал в Пешт, где устроился в акушерское отделение небольшой больницы. Внедрив свой метод, он добился того, что за пять лет лишь 8 женщин (0,85%) погибло от родильной горячки. В это время в Вене, где родилась и была отвергнута его теория, сотни женщин умирали от послеродового сепсиса.
Увы, и в Пеште врачебное сообщество не приняло его метод.
Труды Земмельвейса, в частности, его книга, вышедшая в 1861 году, были встречены недоброжелательно. Инфекционная теория, которая могла бы вправить мозги медицинского «истеблишмента» и объяснить возникновение и распространение послеродового сепсиса, появится лишь спустя годы.
Можете представить себе то отчаяние, которое овладело Земмельвейсом. Сделав потрясающее открытие, он никак не мог донести его до коллег! Разразившись серией открытых писем, в которых многие именитые профессора акушерства были справедливо названы невеждами и безответственными убийцами, он еще сильнее настроил критиков против себя.
Поведение Земмельвейса стало меняться, появились перепады настроения, он стал пить и проводить время в обществе проституток.
Коллеги Земмельвейса при содействии его жены заманили его в психиатрическую лечебницу. При попытке уйти оттуда он, не отличавшийся кротким нравом, был избит несколькими санитарами, ранен, заключен в смирительную рубашку и брошен в камеру с обитыми стенами.
Спустя две недели Игнац Земмельвейс скончался от гнойного сепсиса в возрасте 47 лет.
Он так и не узнал, что к тому времени во Франции Луи Пастер уже связал микроорганизмы с процессами брожения и порчи продуктов. В том же году британский хирург Джозеф Листер, прочитавший работу Пастера, выдвинул предположение о связи микробов с хирургическими инфекциями и стал применять карболовую кислоту для обработки ран, а позднее – рук хирурга, инструментов и даже воздуха в операционной.
Спустя четыре десятка лет, в 1906 году на пожертвования врачей из разных стран мира в Будапеште был открыт памятник Игнацу Земмельвейсу, основоположнику асептики, спасителю матерей.
Между прочим, наглядный пример противостояния "личного опыта и авторитета" доказательному подходу в медицине. Земмельвейс собрал необходимые доказательства и действовал в соответствии с научным методом, но разве какие-то там доказательства что-то значат по сравнению с "личным опытом"?
4. И очень рекомендую ознакомиться с этой историей, она весёлая ) но Санал Эдамаруку очень смелый человек, наверное, не каждый такое сможет предложить. Или просто я трусиха? - «Докажи это, убей меня здесь и сейчас» - кто кого и за что - под катом, с купюрами
интерес к теме колдовства обострился, и в марте 2008 года в прямом эфире сошлись два оппонента: известный индийский тантрик Пандит Суриндер Шарма и индийский рационалист и скептик Санал Эдамаруку.
Идет эфир, колдунщик, как положено, всячески пиарит свое ремесло, и надо бы ему вовремя остановиться, но чувство меры отказало. Достав слепленного из теста человечка, он затягивает вокруг него петлю и заявляет, что может убить любого за три минуты при помощи черной магии.
«Докажи это. Убей меня здесь и сейчас», – ответил Санал. Это, скорее всего, было полной неожиданностью для тантрика. Когда шарлатаны бросаются такими заявлениями, мало кто решается ответить «убей меня». Это непросто, даже если знаешь, что магия не работает. Мало ли, что они за фокус провернут.
Вызов был принят. Тантрик начал бормотать свои мантры. Прошло три минуты. Ничего не случилось. Еще три. Санал жив-здоров. Эфир продлевали снова и снова, перекроив сетку вещания; новости о состязании привлекли внимание сотен тысяч зрителей.
Собрав остатки маны, тантрик попытался третий раз: он стал тереть и лохматить голову оппонента, давить на лоб, накрывать ладонью глаза Санала и сдавливать ему виски. Тантрик давил на виски все сильнее и сильнее, и тут уже его оппонент вынужден был заметить, что убивать договаривались, все-таки, магией, а не раздавливанием черепа.
Через два часа было объявлено поражение колдунщика, в ответ тот заявил, что оппонента «защищало какое-то сильное божество, которому тот, очевидно, поклонялся». Санал, улыбаясь, заявил, что он атеист.
Тогда маг заявил, что для таких сложных случаев у него есть особая, никогда не подводящая магия, но применить ее можно только ночью. Магу предложили ночной эфир.
Его смотрели уже сотни миллионов индийцев. Испытание проходило под открытым небом. Тантрик с двумя помощниками разжег огонь. Он бормотал свои мантры, издавал разные звуки, произносил какие-то странные слова все быстрее и быстрее.
Продолжая произносить заклинания, колдунщик подошел к Саналу и стал его трогать. Тут уже пришлось вмешаться ведущему, ведь договаривались действовать магией, не прикасаясь к оппоненту.
Замечу, что опасность была вполне реальна. Существуют яды, которые могут поступить в организм через кожу и вызвать довольно быструю смерть от паралича дыхательной мускулатуры.
Шло время, звучали мантры, сыпались порошки, а скептик все не умирал.
Тогда колдунщик написал имя оппонента на бумаге, разорвал записку на мелкие кусочки, кинул их в сосуд с маслом и отправил все это в огонь. Ничего не случилось. В ход пошли перья, горчичные зерна и брызги воды. Снова ничего.
Наконец, время истекло, и в прямом эфире на всю Индию было объявлено о победе Санала Эдамаруку, президента Индийской ассоциации рационалистов, над самым раскрученным индийским магом. /MORE]
А Санал жив-здоров и поныне, и про него я ещё напишу, он не перестаёт разоблачать шарлатанство.
@темы: хиханьки, истории, наука, здоровье, вакцинация
Так и хочется призвать: "Не отвергай, а вникни. Чуть-чуть напряги мозги и сделай выводы".
Ну и что... и призывы такие тоже остаются без внимания.