влюблена в книги. Взаимно
Организационное
Сам же Аушвиц... у меня нет слов описать ощущения. Это ужасно. Беспросветно. Тоскливо до воя.
Мой прадедушка был в концлагере, не в этом, но прошёл через мрак.
Это машина смерти, которую создали обычные люди для других обычных людей. Не маньяки в массе, просто "хорошие солдаты". Это пугает до дрожи и омерзения.
Это страшнейший урок, который получило человечество. Но который так и не усвоило как следует. Это пугает ещё больше.
Я не знаю, что надо сделать, чтобы не допустить повторения. Не знаю, поможет ли людям с нацистскими взглядами посещение Освенцима изменить эти взгляды.
Но мне побывать туристом в этом месте было ... важно? нужно? Не знаю.
Знаю, что это оставило след.

Я очень, очень рекомендую прочитать целиком два рассказа о посещении Аушвица - alexcheban и mila-milova . Очень много материала, про историю, доходы от концлагеря для казны Рейха, медицинские эксперименты, мразей, руководивших этой мясорубкой (Йозеф Менгеле, Рудольф Хёсс, Йозеф Крамер, Мария Мандель,Карл Клауберг, Герта Оберхойзер, Хорст Шуман), восстания, освобождение. Такие вещи нужно знать и помнить. Чтобы предотвратить и исправить.

+ 71 фото


@темы: фото, путешествия, истории, Освенцим, Европа-2012, Польша

Комментарии
01.05.2014 в 19:03

Я не поехала. Была утренняя дальняя экскурсия в соляную шахту Величку, я, кроме того, температурила, было жарко, и я просто еще одну поездку из Кракова не выдержала бы. Когда мы вернулись, я немного отлежалась в гостинице, а потом пошла гулять по городу. Но я боялась не только дальности расстояния. Мне было жутко увидеть то, о чём много слышала и читала.
А та женщина, с двумя дочерьми - шестнадцатилетней и одиннадцатимесячной - поехала. Она сказала, что старшая дочь должна всё сама увидеть и понять. Что просто так её не объяснить. Девочка потом сказала: да, это заставляет содрогнуться и задуматься.
А мне однажды довелось ехать в одном купе с жительницей Петербурга - пожилой женщиной, которая родилась в концентрационном лагере, вот только не знаю, в каком. Она была инвалидом, причем с детства. Разумеется, ни о каком здоровье не могло быть и речи у человека, который с первых минут был обречен на голод и холод. Мать не могла кормить её молоком, у истощенной женщины неоткуда взяться молоку. И всё-таки этот ребёнок выжил. Помогал, как мог, немецкий офицер из сотрудников лагеря. Он приносил для младенца пшено и чай. Мать варила кашу.Эта моя попутчица сказала: "Наверно, я единственный младенец, вскормленный не молоком, а чаем". А, еще офицер приносил мыло. Мать ребёнка удивлялась такому отношению. Когда ребенок только появился на свет, этот немец пришел, посмотрел и попросил дать ему младенца в руки. Мать испугалась, что тот бросит ребенка на землю и убьет. Но офицер покачал девочку и отдал матери. И сказал, что дома осталась беременная жена, и он тоже ждёт рождения ребёнка.
01.05.2014 в 23:28

влюблена в книги. Взаимно
И сказал, что дома осталась беременная жена, и он тоже ждёт рождения ребёнка.
и тем не менее, он там работал. И убивал других невинных людей.
В свете происходящего сейчас, я не могу отстранёно думать о таком.
Сегодня Дима сказал фразу, поразившую меня. На моё упоминание о том, что как могли эти люди, сжигавшие детей, женщин, мужчин, стариков в печах, идти домой и целовать своих детей и любить своих жён/мужей, как будто ничего особенного не случилось, он ответил, мол: "Ну, наверное, так и надо, иначе они бы не смогли жить".
Я была в ступоре. Потом Димка начал говорить, что имел в виду не то, и т.д., но сама фраза показательна. Многие действительно считают, что можно и нужно разделять "работу" и личную жизнь.
А мне кажется, что именно из-за этого человечество вечно огребает проблемы. Потому что нельзя быть немного беременным, нельзя быть нормальным человеком, спасать котят и одиночных младенцев, и при этом сжигать и расстреливать обычных граждан.

Это я опять мельком ленту фейсбука увидела. Три поста и мне поплохело от того количества злобы, которое там генерится под видом защиты кого-то от чего-то.
02.05.2014 в 22:29

А теперь нечто совсем другое
Я бы, наверное, не поехал в Освенцим, если бы это не было частью экскурсии в Краков. Знал, что потом больным буду. Но раз уж повезли, то куда деваться.
Хотя внешне было менее жутко, чем я себе это представлял. Как по мне, поляки перестарались с его реставрацией. Слишком уж чисто и опрятно он выглядит.
Тем не менее все равно был сильно морально подавлен после посещения.
На выходе купил на память сувенир - набор слайдов об Освенциме. И никогда их так и не посмотрел...
02.05.2014 в 22:48

влюблена в книги. Взаимно
Phoenix Rising, Слишком уж чисто и опрятно он выглядит.
даже нарядно под ярким солнцем и синим небом.
все равно был сильно морально подавлен после посещения.
это да ( опустошает
03.05.2014 в 16:28

На моё упоминание о том, что как могли эти люди, сжигавшие детей, женщин, мужчин, стариков в печах, идти домой и целовать своих детей и любить своих жён/мужей, как будто ничего особенного не случилось

Так ведь для них, как бы чудовищно и бесчеловечно это ни звучало, ничего и не случилось. Дома у них были люди, а в лагере - недочеловеки: евреи, славяне. В этом же и заключается идеология фашизма. Поэтому никаких мук совести и даже плохого сна. Напротив, унизить, замучить, сжечь недочеловека - повод для представления к награде.
Вспомнилось, как в Варшаве нам рассказывали про подпольщиков, которые налаживали связь через систему канализационных каналов. Немцы запускали в канализацию газ, а когда из люков появлялись люди, которые пытались спастись (а там были и старики, и подростки), просто косили их очередями.
Я смотрела на канализационные люки и представляла, как это было. И внутренне содрогалась от ужаса.

Да, еще когда-то попадались на глаза цитаты дочери одного из комендантов Дахау, которую любящий папочка привёз на работу. Девушка восхищалась тем, как в концентрационном лагере всё мило устроено, как всё продумано и прекрасно организовано.
Моральное и душевное уродство? Нет, стопроцентный качественный фашизм.
03.05.2014 в 23:33

влюблена в книги. Взаимно
Моральное и душевное уродство? Нет, стопроцентный качественный фашизм.
ну вот как-то для меня тут стопроцентное тождество. Не всё моральное уродство - фашизм, но всегда фашизм - уродство ((
06.05.2014 в 18:37

Нет, я не согласна с тождеством. Моральное уродство может быть присуще отдельному индивиду, а фашизм - это идеология, диктующая правила жизни и взгляды на мир. Фашистами не бывают в одиночку, это - массовость сознания. И если морального урода, как правило, осуждают, то фашиста поощряют, даже если они делают одно и то же. Например, массово сжигают людей, травят их в газовых камерах и просто убивают тех, у кого "нос не той формы".
Кстати, во время моей второй поездки по Польше наша гид (она была из Кракова) рассказывала о том, что в Польше сейчас почти нет евреев. Власти ведут переговоры, приглашают представителей этой национальности "домой", то евреи лишь приезжают в гости, а оставаться жить там, где их массово истребляли не могут и не хотят.
06.05.2014 в 19:05

влюблена в книги. Взаимно
думаю, евреям слишком больно возвращаться туда. И неприятно, ведь чистки и гетто были и до фашизма ((
07.05.2014 в 19:43

Да, были.
Сейчас такое стихотворение попалось на глаза

Гетто. 1943 год

Когда горело гетто,
Когда горело гетто,
Варшава изумлялась
Четыре дня подряд.
И было столько треска,
И было столько света,
И люди говорили:
— Клопы горят.

А через четверть века
Два мудрых человека
Сидели за бутылкой
Хорошего вина,
И говорил мне Януш,
Мыслитель и коллега:
— У русских перед Польшей
Есть своя вина.

Зачем вы в 45-м
Стояли перед Вислой?
Варшава погибает!
Кто даст ей жить?
А я ему: — Сначала
Силенок было мало,
И выходило, с помощью
Нельзя спешить.

— Варшавское восстание
Подавлено и смято,
Варшавское восстание
Потоплено в крови.
Пусть лучше я погибну,
Чем дам погибнуть брату, —
С отличной дрожью в голосе
Сказал мой визави.

А я ему на это:
— Когда горело гетто,
Когда горело гетто
Четыре дня подряд,
И было столько треска,
И было столько света,
И все вы говорили:
"Клопы горят".

(Александр Аронов, 1991)

И опять вспомнила, как нам рассказывали про Варшавское восстание 1944-го. Как повстанцы, которые рассчитывали, что советская армия, поддержит его наступлением и выметет немцев из Варшавы. А они всё не шли и не шли. Да, были причины - и сил не хватало, и политические мотивы нельзя отрицать. Но я не о том. Я представляла себя на месте тех, кто был в Варшаве. Как это тяжело, когда тебя убивают, и знать, что не так далеко есть сила, которая может вмешаться и защитить и сила эта не приближается к тебе ни на шаг... Я представляла себя на месте советских солдат, которые знали, что совсем рядом столица Польши ведёт неравные бои с фашистами и ждали приказа наступать. А потом я прочитала это:

читать дальше

И стихотворение неправильное. В нём - взаимные упрёки. А оно должно быть о том, что нужно сделать всё, чтоб подобное в принципе не могло повториться.
09.05.2014 в 14:23

влюблена в книги. Взаимно
мороз по коже, когда читаешь такое: «Не жалейте, гетто было смердящей частью города, хорошо, что его нет. Мы восстановим эти места после войны и сделаем еще более красивыми, но без евреев». Ничему людей жизнь не учит
09.05.2014 в 21:24

сделаем еще более красивыми, но без евреев
Да, евреев там больше нет. Возможно, Польша от этого стала счастливее, богаче, удачливее.
Вот только зачем они сидят и вырезают фигурки евреев?







Память о частичке Варшавы? Её неотъемлемой плоти и душе? А не честнее ли затоптать ногами пепел сожженных, смыть кровь застреленных и забыть о том, что это вообще было? Евреев убивали немцы... только ли немцы? Или и те варшавяне, которых через год...
Я не хочу больше в Варшаву.
10.05.2014 в 21:33

влюблена в книги. Взаимно
Я не хочу больше в Варшаву.
увы, гетто было во многих городах ((