влюблена в книги. Взаимно
Прогулялись в воскресенье по ул. Альберта и Элизабетес, помучила Диму югендстилем. Ему все эти вензельки и завитушки по барабану, а я не могла наглядеться. Получила настоятельную рекомендацию в приезд мамы обойти вместе с ней все симпатичные домики в Риге)
Югендстиль: справка
Основной целью модерна как стиля в архитектуре и живописи является отказ от былых традиций и течений, а также стремление изменить мир, внести в него что-то новое с помощью красоты.
Приверженные к югендстилю архитекторы считали, что каждый дом должен иметь свое «лицо» и характер. Руководствуясь этим принципом, они создавали свои творения, используя в то время новейшие материалы и техники строительства. На смену четким прямым линиям, углам и серости приходят плавные изгибы, замысловатые цветочные узоры и лепнина в виде женских лиц, масок и различных мифических существ. Великолепная лепнина, балконы с цветочным орнаментом и яркие фасады не имели почти никакого функционального назначения, а служили лишь эстетическому наслаждению.
Относительно Риги используется термин "югендстиль", потому что югендстиль представляет собой разновидность стиля модерн, его немецкую ветвь (нем. "Jugendstil" - «молодой стиль»).
Югендстиль (так же называется модерн, арт-нуво, итальянская разновидность - либерти) стал популярен в Европе во второй половине XIX - начале XX вв. Яркие примеры: здание Сецессиона в Вене, входные павильоны метро в Париже, Дом Бальо в Барселоне (и другие работы Гауди), Совиный домик в Триесте и многие другие.
Но судя по прочитанному в нете, искусствоведы и знатоки архитектуры считают, что Рига является просто таки столицей югендстиля: около 40% строений в центре столицы, более 800 зданий (!), возведены в этом стиле. Причиной такого изобилия был запрет на типовую застройку города как раз во время расцвета стиля, так что каждый рижский архитектор мог воплотить в реальность любые фантазии.
Большая часть наследия модерна находятся в центре, в районе улиц Альберта и Элизабетес (на картинке из инета синим выделены такие дома, их просто море).
карта, чтобы составить представление о количестве зданий в югендстиле![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4521/7341159.12e/0_76730_4322e254_XL.jpg)
Поначалу стиль вызывал стойкую неприязнь у обывателей и искусствоведов, как и Эйфелевую башню, в своё время модерн не обругал только ленивый. Архитектор и историк искусства Янис Крастиньш так писал о модерне:
Наряду с головокружительным успехом модерна вырисовывается и определенная оппозиция новому стилю. Его воспринимали как "извращение", обзывали декадентским искусством и т.п. Не было недостатка и в презрительных определениях этого стиля - Schnoerkelstil (стиль каракулей), style tenia или Bandwurmstil (стиль ленточных червей), modern Strumpfbandlinien (современная линия подвязки), gereizter Regenwurm (взбешенный червяк) и др. Многие настаивали на том, что модерн чужд народному духу, его демагогически обвиняли в пропаганде идей социализма, анархизма, атеизма и т.п.
Многие произведения модерна, выдержанные в подчеркнуто декоративной манере, резко критиковались сразу после появления на свет. Например, по поводу доходного дома на ул. Элизабетес, 33 (1901 г., М. Эйзенштейн) архитектор А.Ванаг писал: "Жаль всего красивого района, жаль истраченной работы и материалов".
Видный мастер прикладного искусства и публицист Ю. Мадерниекс выдвинул тезис о том, что признак стиля - не в орнаментах, но, анализируя новостройки Риги, в основном заметил лишь их декоративное оформление, сделав вывод, что архитектура превратилась в "разврат, стучащий у наших дверей слишком серьезно, чтобы мы еще молчали. Она дошла до границы невозможности"
Такой же взгляд продолжал господствовать и в 1930-е годы. Вот как высказался архитектор Г. Пиранг: "Около 1900 г. пришел оппозиционный модерн, который, "создавая" новые формы, решительно отказался от любой имитации. Он продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой".
Сейчас забавно читать про это "не оставил следов") Время идёт, и ирония жизни перетасовывает понятие красоты и меняет ценности:
В Риге модерн не ограничился только экстремальным декоративизмом, его проявления несравненно богаче, чем застройка ул. Альберта. Не будет преувеличением сказать, что с 1902 до 1914 г. все рижские архитекторы использовали в своем творчестве приемы модерна и, конечно, его декоративные формы. В рижской застройке этого времени почти невозможно найти сооружение, в котором так или иначе не проявилась стилистика модерна. Это относится даже к тем зданиям, которые созданы в духе других концепций
Про Михаила Эйзенштейна написано много, в сети масса информации о самом архитекторе и его работах, приведу лишь выдержки из Крастиньша:
Увлечению декоративным украшательством отдали дань несколько видных архитекторов, успешно работавших в Риге, но никто из них в этом направлении не сумел превзойти Михаила Эйзенштейна. Чрезмерный декоративизм и М. Эйзенштейн - почти синонимы в архитектуре Риги начала ХХ в.
Михаил Эйзенштейн, личность необычного темперамента и художественного вдохновения - по профессии инженер-строитель или, как тогда говорили, - гражданский инженер. Он работал в Лифляндском губернском правлении начальником путей сообщения. В Риге по проектам Эйзенштейна построены немногим более 15 многоэтажных доходных домов. На фоне любой окружающей застройки их фасады - будто фейерверк самых неожиданных и поразительных форм и элементов орнаментальной и декоративной пластики.
Многие фасады зданий Эйзенштейна - на ул. Элизабетес, 33, Альберта, 13 и Стрелниеку, 4а, - представляют насыщенный до отказа набор декора, в котором орнаментика модерна переплетается с формами различных исторических стилей. Фасад на ул. Элизабетес, 33 воспроизводит коллекцию архитектурных деталей, применявшихся, по крайней мере, последние 1000 лет. Декоративные элементы модерна скомбинированы здесь самым причудливым образом с отдельными мотивами архитектуры романского периода, эпохи Ренессанса, барокко или классицизма.
В сравнении с любым из этих зданий работы других архитекторов, даже самые роскошные в своем декоративном убранстве, выглядят значительно скромнее. Фасады своих построек Эйзенштейн в изобилии заполнял различными сочетаниями геометрических линий, прямоугольников, окружностей и овалов, мотивами стилизованных цветов, фестонами и гирляндами, затейливыми масками, перекошенными гримасой ужаса
Здесь также львы и крылатые чудовища, странные сфинксы и томные обнаженные женские фигуры, сложные формы и пропорции оконных проемов. Одной лишь фасадной плоскости иногда недостаточно, чтобы разместить все, что предлагает кипящий энергией и изобретательностью зодчий.
С фасада дома на ул. Альберта, 2а словно соскользнули дивные сфинксы, греющиеся в палисаднике, а над верхним этажом возник еще один, сквозь пустые проемы которого просвечивает небо. Помещений там нет, зато есть поверхность для экспозиции целого набора орнаментально-декоративной пластики.
Большую роль в решении фасадов у М. Эйзенштейна играют не только орнаментально-декоративные, но и архитектурные элементы - балконы и эркеры, а также отделочные материалы: вставки из глазурованного отделочного кирпича или керамических плиток разного типа и цвета. Реже встречаются вариации фактур оштукатуренных плоскостей.
ПостЭйзенштейнизм)
Каждая постройка на ул. Альберта стремилась превзойти соседнее здание в роскоши, великолепии и оригинальности оформления. Тем не менее в восприятии среды как здесь, так и там происходит нечто сходное: соседние дома сливаются в единое гармоничное целое. В поверхности "уличной стены", растворяясь, исчезает индивидуальность ее составных частей. Границы отдельных сооружений почти неразличимы.
Фасады сооружений, построенных Эйзенштейном, предельно насыщены орнаментальными украшениями. В таком направлении дальнейшее развитие архитектуры явно заходило в тупик. Начиная с 1907 г. новые здания в Риге с чрезмерно украшенными фасадами больше не возводились.
Большинство архитекторов стало уделять основное внимание не столько чисто декоративно-пластическому формотворчеству, сколько поискам рациональной, целесообразной, функционально удобной планировке, подбирая средства архитектурной выразительности в зависимости от объемно-пространственной структуры здания и особенностей строительного материала. Именно рационалистические тенденции - наиболее характерное проявление модерна. Эти же черты определили его историческое место: модерн - начальный этап в развитии современной архитектуры цитаты отсюда
Мне определённо нравится этот стиль, давайте вместе прогуляемся по "бермудскому треугольнику" для любителей югендстиля.
Улочка Альберта крошечная, основана была в 1901 году к 700-летию города и названа в честь основателя Риги - епископа Альбе́рта Буксгевдена. Застроилась очень быстро, за несколько лет, 8 зданий включены в список ЮНЕСКО. Именно здесь творил в основном Михаил Эйзенштейн, так как несколько земельных участков принадлежали его другу, заместителю председателя губернского суда Андрею Лебединскому.
Дом д. 1 по ул. Альберта — архитекторы Генрих Шель и Фридрих Шеффель, 1901 год. Во время обучения в Латвийском университете в доме проживала известная латвийская эссеистка и писательница Зента Мауриня. Сейчас включен в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО и имеет статус государственного архитектурного памятника. В 2009 году был отреставрирован.
This was one of the very first Art Nouveau buildings in Rīga, with a façade that is richly decorated with a series of reliefs representing the ornamentation of the new style.
Очень изящный орнамент, плавные линии и растительные мотивы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/5899777.cb/0_a48eb_6076fba9_XL.jpg)
+37 фото
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65124/5899777.cb/0_a48ed_970ab3d6_XL.jpg)
Самовар, а как же. Заметьте, латыши называют русских - krievu. Отголоски племён кривичей?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68326/5899777.cb/0_a48ec_ddf9019f_XL.jpg)
Трогательные дракоши на доме 8 по ул. Антонияс. 1904 год, архитектор К.Пекшенс. В остальном дом довольно минималистично украшен по меркам модерна, но охраняющие двери дракончики так милы, что приковывают взгляд. Ну а если вы Дима, тогда вам всё равно)
The outstanding element in the elegant Art Nouveau façade of this building is the impressive entrance area with winged dragons under the bay window. The set of quiet sculptures on the façade represent various plants and living things.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/5899777.cb/0_a48ee_c0305118_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68630/5899777.cb/0_a48ef_a326256a_XL.jpg)
Жилой дом № 33 по ул. Элизабетес - архитектор М. О. Эйзенштейн, 1901 год. Характерные для стиля маскароны обильно украшают фасад - женские лица, львиные морды.
Это здание отличает богатая декоративная отделка, соответствующая концепции horror vacui («боязни незаполненных пространств» в изобразительном искусстве).
This colourfully decorated building can be seen from afar, and it represents the first attempt by the building engineer Mikhail Eisenstein to make use of newly fashionable Art Nouveau ornaments. There are decorative masks, stylised plants and geometric forms in a saturated, rhythmic and eclectic overall composition. Eisenstein made use of elements of almost every historical architectural style that he could think of, from Roman design through the Renaissance and Baroque periods, and on to Classicism
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/116164/5899777.cb/0_a48f0_f9f4a2ce_XL.jpg)
Он же с другого ракурса
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/5899777.cc/0_a490d_287ee901_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68326/5899777.cc/0_a490e_bb8eccfa_XL.jpg)
Дом 2а по ул. Альберта, 1906 год, архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн
Был доходным домом Богуславского. Считается последним домом Эйзенштейна, выполненным в стиле декоративного модерна.
Здание характеризует необычная примета — ложный этаж, который является наиболее эффективным проводником солнечного света (солярный культ очень много значил в архитектурной концепции модерна), а также позволяет сконцентрировать на себе декоративность (то есть ложный этаж функционировал как дополнительное место для размещения декоративных элементов). В то же время он был просто необходим, исходя из общего эстетического принципа равенства фасадов, которые должны были располагаться на одной линии.
В доме с 1909 по 1915 годы прошли первые годы жизни Исайи Берлина, которому суждено было стать философом с мировым именем, основоположником нового направления философской мысли. Лучший друг Рандольфа Черчилля, встречавшийся с Анной Ахматовой в послевоенном Ленинграде. Отец дал ему фамилию своего приёмного деда, владельца нескольких мануфактур.
С 1916 по 1930 года дом принадлежал латвийской домовладелице по фамилии Лубе. В это время в здании функционировали школа акушеров и родильная клиника, в которой работал доктор Юрьян. В одной из квартир проживал оперный певец Йослевич со своей супругой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38180/5899777.cb/0_a48f1_4eb43751_XL.jpg)
Над входами в здание можно увидеть две женские скульптурные фигуры (условные оперные певицы) с факелами (один из факелов отвалился с течением времени), одетые в «мокрые одежды», модные на рубеже XIX и XX веков. В то же время скульптурные изображения являются символами очищения и неограниченной силы огня.
Входы обрамляют два сфинкса.
Также заслуживает внимание взаиморасположенность четырёх уровней-стихий, плавно переходящих друг в друга, на которые архитектор условно разделил фасад здания: земля — вода — огонь — воздух, а также цветовой контраст между серым облицовочным материалом и красным кафелем (уровень «огня»).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3309/5899777.cb/0_a48f2_21612cc0_XL.jpg)
Дом 4 по ул. Альберта, 1904 год, архитектор Михаил Эйзенштейн.
Планировка центрального фасада здания отличается безукоризненной симметрией в композиции. Важным декоративным элементом, украшающим верхний этаж над «змеевидным» балконом, является компактно расположенный в стратегическом центре маскеронный горельеф с изображением трёх медуз (отсылка к известному героическому сюжету из античной мифологии).
Также на фасаде можно наблюдать три разных типа окна, применённые архитектором Эйзенштейном при планировке здания: на первом этаже проектировщик использовал «промышленное» окно в виде фабричной формы, что позволило указать на стремление модерна к восприятию последних достижений в области технического прогресса. На втором этаже можно наблюдать характерное для ар нуво окно, которое в научной сфере обозначается «одна треть», поскольку одновременно освещает три комнатных пространства. Его основная функция — демонстрация устремлённости к освещению, следование основным принципам солярного культа. Наконец, третий вариант оконного проёма (достаточно часто воспроизводимый в модерне) — окно в форме замочной скважины, в прагматическом плане олицетворяет стремление домовладельца к сохранению неприкосновенности частной жизни.
Надвратное изображение — женский крылатый маскерон — древний восточный мотив, направленный на олицетворение вечного цикличного возрождения, непознанной, непостижимой мудрости и просвещённости, тайного человеческого и божественного знания (этот мотив можно часто встретить на фасадах зданий рижского и европейского модерна).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/45190/5899777.cb/0_a48f3_ca284665_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31082/5899777.cb/0_a48f4_1d13e7c2_XL.jpg)
В первую очередь обращают на себя внимания два колоритных стукковых льва, повёрнутых хвостами друг к другу — символы неразрешимого противоречия и непрекращающейся борьбы, в которой не суждено достичь консенсуса. Эти скульптурные фигуры могут быть интерпретированы как обозначения непреходящей битвы между двумя как бы взаимоисключающими составляющими жизни Эйзенштейна-старшего — между хаотичной неупорядоченной повседневностью и внутренней духовной жизнью архитектора.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64973/5899777.cb/0_a48f5_5e390ac4_XL.jpg)
Дом 8 по ул. Альберта. Первое здание Эйзенштейна на этой улице, 1903 год.
Здание отличает нарядный, богато и симметрично декорированный эркер, пилястры увенчаны женскими маскеронами, аллюзивно отсылающими к мотивам египетской мифологии; неоднократно приходилась слышать разговорное название для этого дома — «саркофаг».
Фасад организует роскошный растительный (древесный) мотив, акцентирующий продуцирующую тему вечного расцвета и совершенства, устремлённости к солнцу, богатству, а также красоте физической и духовной. На украшениях балконов можно встретить редкий мотив новой жизни.
Цветовая сторона фасада построена на гармонии белого и голубого цветов, которые аллюзивно отсылают нас к небу. На самом верху, где архитектор достигает правильной прямоугольной ритмичности, можно видеть львиные маскероны, амбивалентные символы огня, силы, затаённой энергии, выходящей наружу. Таким образом, фасад является одним из наиболее привлекательных с точки зрения декоративного наполнения и выигрывает за счёт органичного смешения элементов растительного и животного орнаментов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/5899777.cb/0_a48f6_82d4f7d3_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/116164/5899777.cb/0_a48f7_29c84e9_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/5899777.cb/0_a48f8_dcdad8c7_XL.jpg)
Дом 9 по ул. Альберта. 1901 год, архитектор Константин Пекшен.
В здании располагался еврейский детский сад Аллы Левис, работавший до начала 1930-х годов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65449/5899777.cb/0_a48f9_5cfe81e7_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/5899777.cb/0_a48fb_bf0c82cc_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26827/5899777.cb/0_a48fa_d3ecb123_XL.jpg)
Дом 11 по ул. Альберта. 1908 год, архитектор Эйжен Лаубе.
Представляет собой колоритный образец позднего стилевого ответвления рационального модерна - национального романтизма.
When the design was approved in 1908, Laube published a magazine article on building styles, calling on colleagues to study the applied arts of the Latvian people and to “sink into the spirit of our ancestors” so that the spirit, “in a renewed and more powerful way” might capture “all of us and all of our lives and our works.”
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68946/5899777.cb/0_a48fc_b6b55bda_XL.jpg)
Дом 13 по ул. Альберта. 1904 год, архитектор Эйзенштейн.
Чрезвычайная пышность и изобилие украшений.
Пропитан неподдельным трагизмом личностного мироощущения автора. Построен в самый разгар русско-японской войны в 1904 году, сразу после известия о разгроме русского флота.
Фасады отличают кричащие женские маскероны, стоячие скульптурные изображения женщин с открытыми ртами с выражением беспокойства и тревоги. Умиротворяющим контрастом на их фоне кажется маскерон бога солнца Аполлона, помещённый в композиционный центр здания. Птица Феникс, опустившая перья хвоста, изображения дев со скрещёнными под бюстом косами, козлиные черепа, геометрическая символика — всё указывает на танатологические и даже эсхатологические ощущения автора проекта. Во многом здание соотносится со стилевым приёмом, принятом в раннем рижском модерне — horror vacui, который после 1905 года быстро вышел из моды.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64120/5899777.cb/0_a48fe_e32e7a20_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3503/5899777.cb/0_a48ff_4e05a09_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27002/5899777.cb/0_a48fd_1898cff9_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65124/5899777.cb/0_a4900_e89c7ab1_XL.jpg)
Мне очень нравятся эти стойкие нежные цветы, растущие вопреки морозам, снегу и ледяному дождю.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27964/5899777.cb/0_a4903_8e49fc50_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64085/5899777.cb/0_a4908_b47ee98b_XL.jpg)
Дом 4а по ул. Стрельниеку, 1905 год, архитектор Эйзенштейн
Он является образцом эклектичного декоративного направления югендстиля с чрезмерно разнообразным использованием рельефных элементов в отделке фасадов. Вблизи фасад этого здания буквально ослепляет изобилием украшений, в котором формы традиционных исторических стилей пронизывают мотивы югендстиля, соединенные в разнообразные комбинации.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/5899777.cb/0_a4904_c5484edd_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/5899777.cb/0_a4905_eea7a7e2_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67504/5899777.cb/0_a4907_fe2d9240_XL.jpg)
Памятник Джорджу Армистеду, мэру Риги с 1901 по 1912 год. Это был один из самых результативных градоначальников за всю историю города, очень много сделавший для развития Риги, он строил театры, больницы, школы, систему водоснабжения, зоопарк и парки, занимался социальной политикой, способствовал торговле, совершенствовал железную дорогу, порт, строил мосты, развивал транспортную инфраструктуру города, расширял и перепланировывал улицы. В общем, был чрезвычайно деятельным и умным человеком. Рижане поставили ему не один памятник. Ещё милый с женой и собакой возле городского канала есть.
Также следует отметить его верность принципам бессребренничества — за такой приличный срок, как неполных 12 лет пребывания на таком ответственном посту не было зафиксировано ни одного акта коррупции со стороны власть предержащего градоначальника. Сам он не имел личного транспорта, поэтому все годы своего управления добирался со своего места жительства на обычном электрическом трамвае, пользуясь услугами своего детища.
>![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38180/5899777.cb/0_a4906_8687b326_XL.jpg)
Слева - дом 12 по ул. Альберта, 1903 год, архитекторы Пекшен и Лаубе.
яркий образец национально обусловленной реакции на скандинавский северный модерн. Дом построен с использованием структурных и декоративных элементов латышского национального романтизма. Здание характеризует элегантный приём структурной организации — имитированный фахтверк над верхними этажами, применённый здесь в качестве чисто декоративного элемента. Угловой ризалит богато декорирован растительным орнаментом (сосновые ветви) с изображениями белок и клестов, как бы инкрустированных в сосновый декор. Симпатичная угловая башенка также отсылает здание к концепции национального романтизма.
С апреля 2009 года на первом этаже здания (вход со стороны бокового фасада, выходящего на улицу Стрелниеку) находится Рижский музей модерна.
Справа - дом 21 по ул. Элизабетес. Это не югендстиль, а неоготика 1883 года
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26292/5899777.cb/0_a490a_247ac9e8_XL.jpg)
Дом 6 по ул. Элизабетес, 1901 год, архитектор Герман Отто Хилбиг.
The eclectic design of this building includes several Art Nouveau masks, and the metal grids in the door apertures and entrance hall windows also include typical Art Nouveau ornaments – the wavy “whiplash” line and stylised motifs of plants.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/71764/5899777.cc/0_a490c_5b7213d8_XL.jpg)
Дом 10а по ул. Элизабетес. 1903 год, архитектор Эйзенштейн
Konstantīns Pēkšēns designed this building in typical forms of Eclecticism, but once the work began, it was Eisenstein who decorated the façade with an unusually rich and colourful set of Art Nouveau ornaments, with a large and effective aperture in the shape of a keyhole on the upper floor of the structure. Eisenstein also found a clever way to mention his day job in the façade by including stylised springs in the design. He was the director of the Road Traffic Department of the Vidzeme Province Board.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/47501/5899777.cc/0_a490f_ac8202f7_XL.jpg)
Дом 10б по ул. Элизабетес. 1903 год, архитектор Эйзенштейн
The next building over is also rich in its ornamentation – masks, peacocks, sculptured heads and geometric figures at the top of the façade, with blue ceramic tiles covering the façade at the top of the building. This façade was designed on the basis of an earlier sketch by two architects in Leipzig. The sketch was published in a collection of façade designs that was released in St Petersburg. The building and its ornate stairwell were restored in 2000
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66745/5899777.cc/0_a4910_86c2044b_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27002/5899777.cc/0_a4911_23556755_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64085/5899777.cc/0_a4913_32d50086_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/43546/5899777.cc/0_a4912_8e31f85_XL.jpg)
Бездонный кладезьинформации по теме: www.jugendstils.riga.lv
Югендстиль: справка
Основной целью модерна как стиля в архитектуре и живописи является отказ от былых традиций и течений, а также стремление изменить мир, внести в него что-то новое с помощью красоты.
Приверженные к югендстилю архитекторы считали, что каждый дом должен иметь свое «лицо» и характер. Руководствуясь этим принципом, они создавали свои творения, используя в то время новейшие материалы и техники строительства. На смену четким прямым линиям, углам и серости приходят плавные изгибы, замысловатые цветочные узоры и лепнина в виде женских лиц, масок и различных мифических существ. Великолепная лепнина, балконы с цветочным орнаментом и яркие фасады не имели почти никакого функционального назначения, а служили лишь эстетическому наслаждению.
Относительно Риги используется термин "югендстиль", потому что югендстиль представляет собой разновидность стиля модерн, его немецкую ветвь (нем. "Jugendstil" - «молодой стиль»).
Югендстиль (так же называется модерн, арт-нуво, итальянская разновидность - либерти) стал популярен в Европе во второй половине XIX - начале XX вв. Яркие примеры: здание Сецессиона в Вене, входные павильоны метро в Париже, Дом Бальо в Барселоне (и другие работы Гауди), Совиный домик в Триесте и многие другие.
Но судя по прочитанному в нете, искусствоведы и знатоки архитектуры считают, что Рига является просто таки столицей югендстиля: около 40% строений в центре столицы, более 800 зданий (!), возведены в этом стиле. Причиной такого изобилия был запрет на типовую застройку города как раз во время расцвета стиля, так что каждый рижский архитектор мог воплотить в реальность любые фантазии.
Большая часть наследия модерна находятся в центре, в районе улиц Альберта и Элизабетес (на картинке из инета синим выделены такие дома, их просто море).
карта, чтобы составить представление о количестве зданий в югендстиле
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4521/7341159.12e/0_76730_4322e254_XL.jpg)
Поначалу стиль вызывал стойкую неприязнь у обывателей и искусствоведов, как и Эйфелевую башню, в своё время модерн не обругал только ленивый. Архитектор и историк искусства Янис Крастиньш так писал о модерне:
Наряду с головокружительным успехом модерна вырисовывается и определенная оппозиция новому стилю. Его воспринимали как "извращение", обзывали декадентским искусством и т.п. Не было недостатка и в презрительных определениях этого стиля - Schnoerkelstil (стиль каракулей), style tenia или Bandwurmstil (стиль ленточных червей), modern Strumpfbandlinien (современная линия подвязки), gereizter Regenwurm (взбешенный червяк) и др. Многие настаивали на том, что модерн чужд народному духу, его демагогически обвиняли в пропаганде идей социализма, анархизма, атеизма и т.п.
Многие произведения модерна, выдержанные в подчеркнуто декоративной манере, резко критиковались сразу после появления на свет. Например, по поводу доходного дома на ул. Элизабетес, 33 (1901 г., М. Эйзенштейн) архитектор А.Ванаг писал: "Жаль всего красивого района, жаль истраченной работы и материалов".
Видный мастер прикладного искусства и публицист Ю. Мадерниекс выдвинул тезис о том, что признак стиля - не в орнаментах, но, анализируя новостройки Риги, в основном заметил лишь их декоративное оформление, сделав вывод, что архитектура превратилась в "разврат, стучащий у наших дверей слишком серьезно, чтобы мы еще молчали. Она дошла до границы невозможности"
Такой же взгляд продолжал господствовать и в 1930-е годы. Вот как высказался архитектор Г. Пиранг: "Около 1900 г. пришел оппозиционный модерн, который, "создавая" новые формы, решительно отказался от любой имитации. Он продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой".
Сейчас забавно читать про это "не оставил следов") Время идёт, и ирония жизни перетасовывает понятие красоты и меняет ценности:
В Риге модерн не ограничился только экстремальным декоративизмом, его проявления несравненно богаче, чем застройка ул. Альберта. Не будет преувеличением сказать, что с 1902 до 1914 г. все рижские архитекторы использовали в своем творчестве приемы модерна и, конечно, его декоративные формы. В рижской застройке этого времени почти невозможно найти сооружение, в котором так или иначе не проявилась стилистика модерна. Это относится даже к тем зданиям, которые созданы в духе других концепций
Про Михаила Эйзенштейна написано много, в сети масса информации о самом архитекторе и его работах, приведу лишь выдержки из Крастиньша:
Увлечению декоративным украшательством отдали дань несколько видных архитекторов, успешно работавших в Риге, но никто из них в этом направлении не сумел превзойти Михаила Эйзенштейна. Чрезмерный декоративизм и М. Эйзенштейн - почти синонимы в архитектуре Риги начала ХХ в.
Михаил Эйзенштейн, личность необычного темперамента и художественного вдохновения - по профессии инженер-строитель или, как тогда говорили, - гражданский инженер. Он работал в Лифляндском губернском правлении начальником путей сообщения. В Риге по проектам Эйзенштейна построены немногим более 15 многоэтажных доходных домов. На фоне любой окружающей застройки их фасады - будто фейерверк самых неожиданных и поразительных форм и элементов орнаментальной и декоративной пластики.
Многие фасады зданий Эйзенштейна - на ул. Элизабетес, 33, Альберта, 13 и Стрелниеку, 4а, - представляют насыщенный до отказа набор декора, в котором орнаментика модерна переплетается с формами различных исторических стилей. Фасад на ул. Элизабетес, 33 воспроизводит коллекцию архитектурных деталей, применявшихся, по крайней мере, последние 1000 лет. Декоративные элементы модерна скомбинированы здесь самым причудливым образом с отдельными мотивами архитектуры романского периода, эпохи Ренессанса, барокко или классицизма.
В сравнении с любым из этих зданий работы других архитекторов, даже самые роскошные в своем декоративном убранстве, выглядят значительно скромнее. Фасады своих построек Эйзенштейн в изобилии заполнял различными сочетаниями геометрических линий, прямоугольников, окружностей и овалов, мотивами стилизованных цветов, фестонами и гирляндами, затейливыми масками, перекошенными гримасой ужаса
Здесь также львы и крылатые чудовища, странные сфинксы и томные обнаженные женские фигуры, сложные формы и пропорции оконных проемов. Одной лишь фасадной плоскости иногда недостаточно, чтобы разместить все, что предлагает кипящий энергией и изобретательностью зодчий.
С фасада дома на ул. Альберта, 2а словно соскользнули дивные сфинксы, греющиеся в палисаднике, а над верхним этажом возник еще один, сквозь пустые проемы которого просвечивает небо. Помещений там нет, зато есть поверхность для экспозиции целого набора орнаментально-декоративной пластики.
Большую роль в решении фасадов у М. Эйзенштейна играют не только орнаментально-декоративные, но и архитектурные элементы - балконы и эркеры, а также отделочные материалы: вставки из глазурованного отделочного кирпича или керамических плиток разного типа и цвета. Реже встречаются вариации фактур оштукатуренных плоскостей.
ПостЭйзенштейнизм)
Каждая постройка на ул. Альберта стремилась превзойти соседнее здание в роскоши, великолепии и оригинальности оформления. Тем не менее в восприятии среды как здесь, так и там происходит нечто сходное: соседние дома сливаются в единое гармоничное целое. В поверхности "уличной стены", растворяясь, исчезает индивидуальность ее составных частей. Границы отдельных сооружений почти неразличимы.
Фасады сооружений, построенных Эйзенштейном, предельно насыщены орнаментальными украшениями. В таком направлении дальнейшее развитие архитектуры явно заходило в тупик. Начиная с 1907 г. новые здания в Риге с чрезмерно украшенными фасадами больше не возводились.
Большинство архитекторов стало уделять основное внимание не столько чисто декоративно-пластическому формотворчеству, сколько поискам рациональной, целесообразной, функционально удобной планировке, подбирая средства архитектурной выразительности в зависимости от объемно-пространственной структуры здания и особенностей строительного материала. Именно рационалистические тенденции - наиболее характерное проявление модерна. Эти же черты определили его историческое место: модерн - начальный этап в развитии современной архитектуры цитаты отсюда
Мне определённо нравится этот стиль, давайте вместе прогуляемся по "бермудскому треугольнику" для любителей югендстиля.
Улочка Альберта крошечная, основана была в 1901 году к 700-летию города и названа в честь основателя Риги - епископа Альбе́рта Буксгевдена. Застроилась очень быстро, за несколько лет, 8 зданий включены в список ЮНЕСКО. Именно здесь творил в основном Михаил Эйзенштейн, так как несколько земельных участков принадлежали его другу, заместителю председателя губернского суда Андрею Лебединскому.
Дом д. 1 по ул. Альберта — архитекторы Генрих Шель и Фридрих Шеффель, 1901 год. Во время обучения в Латвийском университете в доме проживала известная латвийская эссеистка и писательница Зента Мауриня. Сейчас включен в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО и имеет статус государственного архитектурного памятника. В 2009 году был отреставрирован.
This was one of the very first Art Nouveau buildings in Rīga, with a façade that is richly decorated with a series of reliefs representing the ornamentation of the new style.
Очень изящный орнамент, плавные линии и растительные мотивы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/5899777.cb/0_a48eb_6076fba9_XL.jpg)
+37 фото
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65124/5899777.cb/0_a48ed_970ab3d6_XL.jpg)
Самовар, а как же. Заметьте, латыши называют русских - krievu. Отголоски племён кривичей?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68326/5899777.cb/0_a48ec_ddf9019f_XL.jpg)
Трогательные дракоши на доме 8 по ул. Антонияс. 1904 год, архитектор К.Пекшенс. В остальном дом довольно минималистично украшен по меркам модерна, но охраняющие двери дракончики так милы, что приковывают взгляд. Ну а если вы Дима, тогда вам всё равно)
The outstanding element in the elegant Art Nouveau façade of this building is the impressive entrance area with winged dragons under the bay window. The set of quiet sculptures on the façade represent various plants and living things.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/5899777.cb/0_a48ee_c0305118_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68630/5899777.cb/0_a48ef_a326256a_XL.jpg)
Жилой дом № 33 по ул. Элизабетес - архитектор М. О. Эйзенштейн, 1901 год. Характерные для стиля маскароны обильно украшают фасад - женские лица, львиные морды.
Это здание отличает богатая декоративная отделка, соответствующая концепции horror vacui («боязни незаполненных пространств» в изобразительном искусстве).
This colourfully decorated building can be seen from afar, and it represents the first attempt by the building engineer Mikhail Eisenstein to make use of newly fashionable Art Nouveau ornaments. There are decorative masks, stylised plants and geometric forms in a saturated, rhythmic and eclectic overall composition. Eisenstein made use of elements of almost every historical architectural style that he could think of, from Roman design through the Renaissance and Baroque periods, and on to Classicism
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/116164/5899777.cb/0_a48f0_f9f4a2ce_XL.jpg)
Он же с другого ракурса
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/5899777.cc/0_a490d_287ee901_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68326/5899777.cc/0_a490e_bb8eccfa_XL.jpg)
Дом 2а по ул. Альберта, 1906 год, архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн
Был доходным домом Богуславского. Считается последним домом Эйзенштейна, выполненным в стиле декоративного модерна.
Здание характеризует необычная примета — ложный этаж, который является наиболее эффективным проводником солнечного света (солярный культ очень много значил в архитектурной концепции модерна), а также позволяет сконцентрировать на себе декоративность (то есть ложный этаж функционировал как дополнительное место для размещения декоративных элементов). В то же время он был просто необходим, исходя из общего эстетического принципа равенства фасадов, которые должны были располагаться на одной линии.
В доме с 1909 по 1915 годы прошли первые годы жизни Исайи Берлина, которому суждено было стать философом с мировым именем, основоположником нового направления философской мысли. Лучший друг Рандольфа Черчилля, встречавшийся с Анной Ахматовой в послевоенном Ленинграде. Отец дал ему фамилию своего приёмного деда, владельца нескольких мануфактур.
С 1916 по 1930 года дом принадлежал латвийской домовладелице по фамилии Лубе. В это время в здании функционировали школа акушеров и родильная клиника, в которой работал доктор Юрьян. В одной из квартир проживал оперный певец Йослевич со своей супругой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38180/5899777.cb/0_a48f1_4eb43751_XL.jpg)
Над входами в здание можно увидеть две женские скульптурные фигуры (условные оперные певицы) с факелами (один из факелов отвалился с течением времени), одетые в «мокрые одежды», модные на рубеже XIX и XX веков. В то же время скульптурные изображения являются символами очищения и неограниченной силы огня.
Входы обрамляют два сфинкса.
Также заслуживает внимание взаиморасположенность четырёх уровней-стихий, плавно переходящих друг в друга, на которые архитектор условно разделил фасад здания: земля — вода — огонь — воздух, а также цветовой контраст между серым облицовочным материалом и красным кафелем (уровень «огня»).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3309/5899777.cb/0_a48f2_21612cc0_XL.jpg)
Дом 4 по ул. Альберта, 1904 год, архитектор Михаил Эйзенштейн.
Планировка центрального фасада здания отличается безукоризненной симметрией в композиции. Важным декоративным элементом, украшающим верхний этаж над «змеевидным» балконом, является компактно расположенный в стратегическом центре маскеронный горельеф с изображением трёх медуз (отсылка к известному героическому сюжету из античной мифологии).
Также на фасаде можно наблюдать три разных типа окна, применённые архитектором Эйзенштейном при планировке здания: на первом этаже проектировщик использовал «промышленное» окно в виде фабричной формы, что позволило указать на стремление модерна к восприятию последних достижений в области технического прогресса. На втором этаже можно наблюдать характерное для ар нуво окно, которое в научной сфере обозначается «одна треть», поскольку одновременно освещает три комнатных пространства. Его основная функция — демонстрация устремлённости к освещению, следование основным принципам солярного культа. Наконец, третий вариант оконного проёма (достаточно часто воспроизводимый в модерне) — окно в форме замочной скважины, в прагматическом плане олицетворяет стремление домовладельца к сохранению неприкосновенности частной жизни.
Надвратное изображение — женский крылатый маскерон — древний восточный мотив, направленный на олицетворение вечного цикличного возрождения, непознанной, непостижимой мудрости и просвещённости, тайного человеческого и божественного знания (этот мотив можно часто встретить на фасадах зданий рижского и европейского модерна).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/45190/5899777.cb/0_a48f3_ca284665_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31082/5899777.cb/0_a48f4_1d13e7c2_XL.jpg)
В первую очередь обращают на себя внимания два колоритных стукковых льва, повёрнутых хвостами друг к другу — символы неразрешимого противоречия и непрекращающейся борьбы, в которой не суждено достичь консенсуса. Эти скульптурные фигуры могут быть интерпретированы как обозначения непреходящей битвы между двумя как бы взаимоисключающими составляющими жизни Эйзенштейна-старшего — между хаотичной неупорядоченной повседневностью и внутренней духовной жизнью архитектора.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64973/5899777.cb/0_a48f5_5e390ac4_XL.jpg)
Дом 8 по ул. Альберта. Первое здание Эйзенштейна на этой улице, 1903 год.
Здание отличает нарядный, богато и симметрично декорированный эркер, пилястры увенчаны женскими маскеронами, аллюзивно отсылающими к мотивам египетской мифологии; неоднократно приходилась слышать разговорное название для этого дома — «саркофаг».
Фасад организует роскошный растительный (древесный) мотив, акцентирующий продуцирующую тему вечного расцвета и совершенства, устремлённости к солнцу, богатству, а также красоте физической и духовной. На украшениях балконов можно встретить редкий мотив новой жизни.
Цветовая сторона фасада построена на гармонии белого и голубого цветов, которые аллюзивно отсылают нас к небу. На самом верху, где архитектор достигает правильной прямоугольной ритмичности, можно видеть львиные маскероны, амбивалентные символы огня, силы, затаённой энергии, выходящей наружу. Таким образом, фасад является одним из наиболее привлекательных с точки зрения декоративного наполнения и выигрывает за счёт органичного смешения элементов растительного и животного орнаментов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/5899777.cb/0_a48f6_82d4f7d3_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/116164/5899777.cb/0_a48f7_29c84e9_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/5899777.cb/0_a48f8_dcdad8c7_XL.jpg)
Дом 9 по ул. Альберта. 1901 год, архитектор Константин Пекшен.
В здании располагался еврейский детский сад Аллы Левис, работавший до начала 1930-х годов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65449/5899777.cb/0_a48f9_5cfe81e7_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/5899777.cb/0_a48fb_bf0c82cc_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26827/5899777.cb/0_a48fa_d3ecb123_XL.jpg)
Дом 11 по ул. Альберта. 1908 год, архитектор Эйжен Лаубе.
Представляет собой колоритный образец позднего стилевого ответвления рационального модерна - национального романтизма.
When the design was approved in 1908, Laube published a magazine article on building styles, calling on colleagues to study the applied arts of the Latvian people and to “sink into the spirit of our ancestors” so that the spirit, “in a renewed and more powerful way” might capture “all of us and all of our lives and our works.”
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68946/5899777.cb/0_a48fc_b6b55bda_XL.jpg)
Дом 13 по ул. Альберта. 1904 год, архитектор Эйзенштейн.
Чрезвычайная пышность и изобилие украшений.
Пропитан неподдельным трагизмом личностного мироощущения автора. Построен в самый разгар русско-японской войны в 1904 году, сразу после известия о разгроме русского флота.
Фасады отличают кричащие женские маскероны, стоячие скульптурные изображения женщин с открытыми ртами с выражением беспокойства и тревоги. Умиротворяющим контрастом на их фоне кажется маскерон бога солнца Аполлона, помещённый в композиционный центр здания. Птица Феникс, опустившая перья хвоста, изображения дев со скрещёнными под бюстом косами, козлиные черепа, геометрическая символика — всё указывает на танатологические и даже эсхатологические ощущения автора проекта. Во многом здание соотносится со стилевым приёмом, принятом в раннем рижском модерне — horror vacui, который после 1905 года быстро вышел из моды.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64120/5899777.cb/0_a48fe_e32e7a20_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3503/5899777.cb/0_a48ff_4e05a09_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27002/5899777.cb/0_a48fd_1898cff9_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65124/5899777.cb/0_a4900_e89c7ab1_XL.jpg)
Мне очень нравятся эти стойкие нежные цветы, растущие вопреки морозам, снегу и ледяному дождю.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27964/5899777.cb/0_a4903_8e49fc50_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64085/5899777.cb/0_a4908_b47ee98b_XL.jpg)
Дом 4а по ул. Стрельниеку, 1905 год, архитектор Эйзенштейн
Он является образцом эклектичного декоративного направления югендстиля с чрезмерно разнообразным использованием рельефных элементов в отделке фасадов. Вблизи фасад этого здания буквально ослепляет изобилием украшений, в котором формы традиционных исторических стилей пронизывают мотивы югендстиля, соединенные в разнообразные комбинации.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/5899777.cb/0_a4904_c5484edd_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/5899777.cb/0_a4905_eea7a7e2_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67504/5899777.cb/0_a4907_fe2d9240_XL.jpg)
Памятник Джорджу Армистеду, мэру Риги с 1901 по 1912 год. Это был один из самых результативных градоначальников за всю историю города, очень много сделавший для развития Риги, он строил театры, больницы, школы, систему водоснабжения, зоопарк и парки, занимался социальной политикой, способствовал торговле, совершенствовал железную дорогу, порт, строил мосты, развивал транспортную инфраструктуру города, расширял и перепланировывал улицы. В общем, был чрезвычайно деятельным и умным человеком. Рижане поставили ему не один памятник. Ещё милый с женой и собакой возле городского канала есть.
Также следует отметить его верность принципам бессребренничества — за такой приличный срок, как неполных 12 лет пребывания на таком ответственном посту не было зафиксировано ни одного акта коррупции со стороны власть предержащего градоначальника. Сам он не имел личного транспорта, поэтому все годы своего управления добирался со своего места жительства на обычном электрическом трамвае, пользуясь услугами своего детища.
>
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38180/5899777.cb/0_a4906_8687b326_XL.jpg)
Слева - дом 12 по ул. Альберта, 1903 год, архитекторы Пекшен и Лаубе.
яркий образец национально обусловленной реакции на скандинавский северный модерн. Дом построен с использованием структурных и декоративных элементов латышского национального романтизма. Здание характеризует элегантный приём структурной организации — имитированный фахтверк над верхними этажами, применённый здесь в качестве чисто декоративного элемента. Угловой ризалит богато декорирован растительным орнаментом (сосновые ветви) с изображениями белок и клестов, как бы инкрустированных в сосновый декор. Симпатичная угловая башенка также отсылает здание к концепции национального романтизма.
С апреля 2009 года на первом этаже здания (вход со стороны бокового фасада, выходящего на улицу Стрелниеку) находится Рижский музей модерна.
Справа - дом 21 по ул. Элизабетес. Это не югендстиль, а неоготика 1883 года
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67890/5899777.cb/0_a4909_2f44191a_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26292/5899777.cb/0_a490a_247ac9e8_XL.jpg)
Дом 6 по ул. Элизабетес, 1901 год, архитектор Герман Отто Хилбиг.
The eclectic design of this building includes several Art Nouveau masks, and the metal grids in the door apertures and entrance hall windows also include typical Art Nouveau ornaments – the wavy “whiplash” line and stylised motifs of plants.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/71764/5899777.cc/0_a490c_5b7213d8_XL.jpg)
Дом 10а по ул. Элизабетес. 1903 год, архитектор Эйзенштейн
Konstantīns Pēkšēns designed this building in typical forms of Eclecticism, but once the work began, it was Eisenstein who decorated the façade with an unusually rich and colourful set of Art Nouveau ornaments, with a large and effective aperture in the shape of a keyhole on the upper floor of the structure. Eisenstein also found a clever way to mention his day job in the façade by including stylised springs in the design. He was the director of the Road Traffic Department of the Vidzeme Province Board.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/47501/5899777.cc/0_a490f_ac8202f7_XL.jpg)
Дом 10б по ул. Элизабетес. 1903 год, архитектор Эйзенштейн
The next building over is also rich in its ornamentation – masks, peacocks, sculptured heads and geometric figures at the top of the façade, with blue ceramic tiles covering the façade at the top of the building. This façade was designed on the basis of an earlier sketch by two architects in Leipzig. The sketch was published in a collection of façade designs that was released in St Petersburg. The building and its ornate stairwell were restored in 2000
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66745/5899777.cc/0_a4910_86c2044b_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27002/5899777.cc/0_a4911_23556755_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64085/5899777.cc/0_a4913_32d50086_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/43546/5899777.cc/0_a4912_8e31f85_XL.jpg)
Бездонный кладезьинформации по теме: www.jugendstils.riga.lv
Я в январской заснеженной Праге их фотографировала.
Драконы действительно милые.
У нас он тоже есть, но не так много - и часто в запущенном состоянии... Например:
corrente-1.livejournal.com/8493.html?thread=746...
Вкусы народа вообще дело такое, сложное и меняющееся. Архитектор венской оперы, помню, даже покончил с собой из-за критики его детища
Эдуард ван дер Нюлль — австрийский архитектор, представитель эклектического стиля. Наиболее известная работа — здание Венской государственной оперы (1861—1869). Общественность подвергла это сооружение жёсткой критике: здание выглядело приземистым, потеряв в высоте из-за подъёма уровня улицы на один метр. Его сравнивали с тонущим ящиком и называли Кёниггрецем от искусства. Раскритиковал здание и император Франц Иосиф I.
Ван дер Нюлль, не выдержав травли, повесился 4 апреля 1868 года. Его коллега Сикардсбург умер спустя 10 недель. Самоубийство архитектора шокировало императора и заставило его впоследствии быть осторожнее в оценках произведений искусства. Ван дер Нюлль похоронен на Центральном кладбище Вены. Его имя носит один из переулков австрийской столицы.
Спасибо за ссылку! Вот как всегда, достопримечательности других городов знаю лучше, чем родного Киева((
а единороги пока где-то прячутся
Ладно, как выложу свои фотки, так, возможно, Вы опознаете, где меня носило. И я, кажется, названия улиц фотографировала. Надо внимательней пересмотреть, вдруг где-то обнаружатся.