1. Прошлое и будущее Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?» пример и польза Например: стул — Чем этот предмет был в прошлом? — Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть). — Чем он может стать в будущем? — Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.
В этой игре ребёнок: Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму. Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.
2. Из чего состоит? Представляем любой предмет и называем его составляющие пример и польза Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)
Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру: Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов. Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» — составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д. Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.
3. Включи вариативность Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения пример и польза Например: пластиковый стаканчик: 1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол; 2) сделать шапочку Алладина на резинке; 3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки; 4) выращивать растения; 5) собрать много стаканчиков и сделать костюм...
Что развивает: Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного. Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.
4. Полезно/Вредно Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного. пример и польза Например: — Дождь полезный, потому что растут растения. — Дождь вредный, потому что может затопить что-то. — Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух. — Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть...и т. д.
Что развивает: Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.
5. Да/Нет Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». пример и польза Например: дом — Это живое? — Нет. — Это сделано человеком? — Да. — Это больше тебя? — Да. — Несёт пользу для человека? — Да.
Что развивает: Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо! Классифицировать. Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее. Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.
6. Предсказатель Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем. пример и польза Например: знакомство — Как люди знакомились в древности? — Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д. — Как знакомятся теперь? — На улицах, в кафе, в интернете и т. д. — Как будут знакомиться в будущем? — Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д.
Что развивает: Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу. Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Всегда интересно и забавно окунуться в историю древности, когда всё было абсолютно иным. Вероятно, ребёнку захочется более глубоко изучить историю человечества, чтобы опираться не на свою фантазию, а на реальные исторические факты. Создавать новое по методике ТРИЗ. Игра подведёт ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — как сделать так, чтобы было «само». Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современном жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д. Может, и вы, и дети придумают что-то эдакое, без чего в будущем трудно будет представить современность. Дерзайте.
7. Видное-неочевидное Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт и различий. пример и польза Например: ботинок и летающий корабль 1) оба могут пахнуть; 2) оба могут взлететь; 3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже; 4) оба могут быть твёрдыми; 5) могут быть одного цвета...
Что развивает: Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление. источник
Например: пластиковый стаканчик: Или положить мне огурец в дорогу. И пару кусочков хлеба Если б Вы знали, как я удивилась, когда Вы протянули эти стаканчики. Я привыкла в фольгу заворачивать А в поезде выяснилось, что стаканчики намного удобнее фольги.
Или положить мне огурец в дорогу. И пару кусочков хлеба
Если б Вы знали, как я удивилась, когда Вы протянули эти стаканчики. Я привыкла в фольгу заворачивать
А в поезде выяснилось, что стаканчики намного удобнее фольги.
))) в чём-то да.