влюблена в книги. Взаимно
Еще несколько лет назад посещение школы в Нидерландах было обязательно с 4 лет, теперь с 5ти, а с 4 можно ходить по желанию.
И обязательно это значит обязательно. 1. КаникулыЗа отсутствие ребенка в классе по неуважительной причине можно схлопотать штраф. А поездки вне каникул — это неуважительная причина. Поводы для пропусков на 1-2 дня четко оговорены, и все должно быть согласовано с директором.
Зато, если ребёнок болеет, то никаких справок не нужно, достаточно позвонить и предупредить.
Расписание каникул каждый год плавает, нужно посмотреть на оф сайте и спланировать поездки заранее.
Чтобы вся страна не срывалась с работы одновременно, территория страны разделена на 3 зоны, и каникулы в них только частично перекрываются.
Примерный расклад: в октябре неделя, на Новый год 2 недели, февраль/март 1 неделя, апрель/май 1 неделя, с середины июля до конца августа - летние каникулы. Итого 11 недель в году.
2. Выбор начальной школыОбщий принцип выбора начальной школы: рядом с домом, postcodebeleid – привязка школы к почтовому коду вашего дома. Чтобы ребёнка приняли в дальнюю, нужно обосновать свой интерес, как, например, в нашем случае – все ближние школы религиозные, а мы хотим публичную.
Сайты с описанием и оценками школ, удобно, что можно искать по карте: zoekscholen.onderwijsinspectie.nl , www.scholenopdekaart.nl/basisscholen , allecijfers.nl/basisschool/ , www.scholenkeuze.nl/basisonderwijs/.
В первой-второй группе всё похоже на детсад: смотрят мультики, играют, читают сказки, и т.д.
В религиозных на любой вкус (там реально можно выбрать из более чем 20 вариантов, от антропософии до индуистской, хотя, конечно, это редкость, а в основном разнообразные католические и протестантские) еще поют псалмы и читают притчи.
Есть школы с обучением по специальным методикам, например, школа Монтессори, дальтон, Experiential Education , Jenaplan , Own pace method и т.д.
3. Подход к обучениюВ нашей публичной ни парт, ни четкого расписания уроков, ни самих уроков как отрезков времени нет, учитель сам выбирает, как ему построить обучение. По рассказам похоже, и в других школах так же.
В 1-2 группе практикуют двух-трёхнедельные темы, в рамках которых рисуют, читают, мастерят, учат новые слова и понятия. Сейчас вот тема «Плюк из Петтефлета» Анни Шмидт. Но если ученики спросят что-то отвлечённое, то спокойно все будут обсуждать именно ту, более интересную всем тему.
Школьной формы нет, сменной обуви нет, даже на физкультуру наши малыши в 1-2 группе ходят просто в трусиках/маечках и чешках.
Да что там форма, у нас и класс больше похож на квартиру любимой бабушки – завален игрушками, книжками, с большим телевизором и этажеркой дисков, обклеен рисунками детей, все сидят на лавочках по кругу, учительница в мягком глубоком кресле, и парочка детей обязательно на его подлокотниках с ней в обнимку.
С ней придётся попрощаться при переходе в 3-ю группу, учителя здесь ведут только один год, у нас из-за того, что детей немного, группы объединены по две.
Компьютеры стоят в общем коридоре, за ними дети постарше по очереди выполняют какие-то задания. Там же и библиотека, где сами дети берут то, что им интересно без абонентских книжек и учёта.
Про портфели и учебники можно тоже забыть - все материалы в школе. В рюкзаках носят только перекусы и обеды.
На перекус – печенье, фрукты, на обед – сэндвичи. Многие родители дают соки, но во-первых, детские соки здесь жутко сладкие, во-вторых, мне в целом их «порошковое» качество не нравится. Так что Арис пьёт воду.
Читать основательно учат в 6-7 лет, хотя буквы показывают с 4-5.
Домашние задания появляются в жизни школьников где-то к 10 годам и в виде проектов, а не прописей/примеров и т.д., как мы привыкли в Украине.
Кстати, любопытно, что в Киеве мне старорежимная невропатологша-садистка устроила разнос, что ребёнок в 4 года не произносит букву Р.
В Латвии садиковского логопеда это не волновало до 5.
Здесь сказали не париться до 6.
И хотя мы с Арисом стараемся этот неуловимый звук артикулировать, делаю я это здесь без чувства вины или несостоятельности себя и ребенка.
В общем, жизнь школьника начальной школы здесь просто сказка по сравнению с мытарствами украинских школяриков.
Контрольных особо нет, есть устные и письменные тесты, но они в виде рутинного процесса проходят, а не чего-то эпохального, что нужно кровь из носу сдать на отлично. Два раза в год учитель проводит беседу с родителями и выдает бумагу с итогами оценки работы за полугодие.
Отсюда следует, что тянуть и гнаться за успеваемостью никто не будет. Вам могут посоветовать помочь ребенку, если попался участливый педагог, но это очень вежливый совет, а никак не настоятельная рекомендация.
Дети учатся в силу природных талантов, и зубрёжкой невозможно выбиться в отличники. Да тут и отличников практически нет и никто не стремится.
В конце концов, стране нужны разные работники) И нидерландцы это понимают, и никто не будет пугать детей тем, что он станет дворником, или гнобить за плохую успеваемость.
И как бы нам, воспитанным в другой образовательной парадигме, не казалось это неправильным, в результате и специалистов в Нидерландах хватает, и уровень жизни высок, и в целом удовлетворённость этой самой жизнью тоже. А не это ли главное?
Тем более, что для серьёзного обучения есть средняя школа и университеты, а в начальной детям прививаются основные навыки – быть дружными, коммуникабельными, поддерживать друг друга, испытывать радость от узнавания нового.
К тому же здесь упор на практические навыки жизни – самостоятельно о себе заботиться, знать правила дорожного движения (здесь сдаётся экзамен на велосипедах), уметь плавать в одежде и обуви (обязательно с шести лет надо пройти 5 этапов обучения в бассейне, сдать экзамен и получить сертификат), иметь знания об окружающей среде.
4. Поступление в среднюю школуБолее интересно будет при переходе в среднюю школу.
Документы нужно подать в феврале/марте и только в одну школу. И эта школа должна соответствовать уровню знаний и способностей ребёнка.
А вот они-то определяются рекомендацией от школы и результатами теста CITO.
Таким образом, то, как 12летний подросток в 8 группе в январе/феврале сдаст двухдневный тест CITO, и определит его дальнейший жизненный путь. Ну, во многом.
Ответственно, правда?
Основные рекомендации по возрастанию сложности:
1. Praktijkonderwijs (для тех детей, которым сложно учиться по программе vmbo даже со специальной помощью. Здесь они получают практические навыки и обучение длится до тех пор, по сути, пока они не найдут себе подходящую работу. Для таких школ CITO не сдают, только тест на интеллект)
2. Vmbo (CITO от 515 до 531, аналог ПТУ, 4 года ученики проходят ориентированную на практику подготовку в какой-то сфере своих интересов и умений (Vmbo-b, -k, -g, -t/mavo). После идут или в mbo (среднее профессиональное образование, с уровнями Mbo-1, 2, 3 и 4) или havo, чтобы закончить образование и иметь возможность пойти работать. Примерно 60% школьников
3. Havo (CITO от 532 до 535/540, старшее общее среднее образование, 5 лет. После него могут пойти в mbo (среднее профессиональное образование), Hbo (высшее профессиональное образование), иногда в Vwo, но всё опять же определяется способностями и сдачей нужных дисциплин. Примерно 20% школьников
4. Vwo (CITO от 535/540 до 550, высший уровень среднего образования, 6 лет, атенеумы и гимназии. После них можно поступить в Hbo (высшее профессиональное образование) или университет. Примерно 20% школьников
Вот здесь : подробнее
Так что стоит заранее посмотреть, как сдают CITO в вашей школе и какой шанс на получение более качественного образования.
Потому что если после теста ребёнку дали рекомендацию “vmbo-theoretisch/havo” (CITO меньше 540), то он не сможет поступить в гимназию уровня “vwo”. А значит, стать, например, врачом ему не удастся.
Вот в средней школе там уже и учеба серьёзнее, и заданий больше, ориентация на креативность, самостоятельность, выполнение проектов в группах, изучение языков (некоторые vwo переходят к концу обучения полностью на английский, а для врачебных специальностей в средней школе изучают латынь) и т.д.
Потому, если детям экспатов условно лет 10 и больше, то имеет смысл пойти на год в языковой класс kopklassen, чтобы успеть выучить нидерландский достаточно для сдачи теста. Малышня по идее может освоить его в рамках обычного класса. Ну и в некоторых школах для старших детей тоже есть интеграционные программы в рамках обычного обучения, без потери года. Тут надо смотреть индивидуально и искать подходящий вариант.
5. Расписание и продлёнкаОтдельная песня расписание.
Плюс минус складывается ситуация, когда учеба с 8.30 до 12, потом перерыв на обед и с часу до трёх ещё занятия. При этом среда всегда короткий день до 12, а пятница короткая для 1-4 групп.
Есть школы, в которых обед минут 40 и дети не уходят домой, но у нас 3 дня в неделю с 12 до 13.15 организовать обед должен родитель.
Многие забирают малышню домой, но до нас 2.5 км, всё время уйдёт на дорогу. Поэтому первый месяц я интенсивно накатывала свои 15 км в день, но это развлечение лишено смысла.
В таких случаях на выручку приходит КОК (местная организация, но должны быть аналоги в других городах)
Нидерландцы вообще любят аутсорс и присмотр тоже возложен на отдельную специализированную фирму. Ну как присмотр. Если ваш 4летка гуляет во дворе школы при открытой калитке, а рядом не видно взрослых - такой тут присмотр, расслабьтесь. Они еще и выбегают за территорию и ныкаются по кустам, играя в прятки.
Стоит присмотр в обеденный час 2.5 евро/день, т.е., три дня в неделю = 30 евро/месяц.
Можно оставлять и на продленку, вплоть до 18.30. За «полный пакет» продлёнки с понедельника по пятницу придётся заплатить порядка 600-800 евро в месяц (базовая стоимость часа в 2018 - 7,05 евро).
И это не много, если вспомнить, что daycare для детей до 4 лет может доходить до 1500-1700 евро, а государственных садов здесь нет как класса. Для 2018 года стоимость часа daycare от 7,49 до 8,24 евро.
Здесь многие женщины работают либо неполную неделю, либо неполный день, а то и дома сидят с младшими, поэтому экономят и сдают ребёнка в садик/продлёнку только на считанные часы в день и то не в каждый.
Ребёнок на каникулах может быть либо с родителем, либо с той же KOK. Holiday care 8,24 евро/час. Считаем: 8,24 * 9 часов в день * 5 дней в неделю * 6 недель летних каникул = 2225 евро за 1,5 месяца.
6. childcare allowanceПри условии, что оба родителя работают или учатся, можно получить компенсацию childcare allowance
Для этого нужно соответствовать требованиям.
Кстати, многое зависит от количества часов, которые работаете. Если, например, 25 часов в неделю, то компенсируются 153 часа в месяц daycare или 77 часов в месяц школьного присмотра. А если работаете 40 часов, то 230 и 122 соответственно.
Если доходы семьи невысокие, компенсация будет существенной, если выше определённого уровня, то меньше.
Можно побаловаться с калькулятором
Что-то он мне нарисовал максимальную компенсацию в 503 евро при том, что я поставила общий доход семьи 10000 евро, а это, как вы понимаете, нереально, тут на столько не прожить семье. При доходе в 50000 евро, childcare allowance 413 евро/месяц
Причём в случае повышения дохода можно влететь на деньги.
Знаю историю, когда супруги стал зарабатывать больше, а потом налоговая проснулась, пересчитала и прислала извещение, что верните-ка переполученное за год. А у них были двойняшки.
И хотя это больше из разряда страшилок и в основном все более-менее нормально с компенсациями, но осознание такой возможности тонизирует, правда?
7. child benefitПомощь по уходу за ребёнком просто по факту его рождения называется child benefit (www.svb.nl/int/nl/kinderbijslag/betaling/hoevee...) и составляет 201,05 евро/квартал для ребёнка до 5 лет, 244,13 евро/квартал для 6-11 летнего, и 287,21 евро/квартал до совершеннолетия.
И обязательно это значит обязательно. 1. КаникулыЗа отсутствие ребенка в классе по неуважительной причине можно схлопотать штраф. А поездки вне каникул — это неуважительная причина. Поводы для пропусков на 1-2 дня четко оговорены, и все должно быть согласовано с директором.
Зато, если ребёнок болеет, то никаких справок не нужно, достаточно позвонить и предупредить.
Расписание каникул каждый год плавает, нужно посмотреть на оф сайте и спланировать поездки заранее.
Чтобы вся страна не срывалась с работы одновременно, территория страны разделена на 3 зоны, и каникулы в них только частично перекрываются.
Примерный расклад: в октябре неделя, на Новый год 2 недели, февраль/март 1 неделя, апрель/май 1 неделя, с середины июля до конца августа - летние каникулы. Итого 11 недель в году.
2. Выбор начальной школыОбщий принцип выбора начальной школы: рядом с домом, postcodebeleid – привязка школы к почтовому коду вашего дома. Чтобы ребёнка приняли в дальнюю, нужно обосновать свой интерес, как, например, в нашем случае – все ближние школы религиозные, а мы хотим публичную.
Сайты с описанием и оценками школ, удобно, что можно искать по карте: zoekscholen.onderwijsinspectie.nl , www.scholenopdekaart.nl/basisscholen , allecijfers.nl/basisschool/ , www.scholenkeuze.nl/basisonderwijs/.
В первой-второй группе всё похоже на детсад: смотрят мультики, играют, читают сказки, и т.д.
В религиозных на любой вкус (там реально можно выбрать из более чем 20 вариантов, от антропософии до индуистской, хотя, конечно, это редкость, а в основном разнообразные католические и протестантские) еще поют псалмы и читают притчи.
Есть школы с обучением по специальным методикам, например, школа Монтессори, дальтон, Experiential Education , Jenaplan , Own pace method и т.д.
3. Подход к обучениюВ нашей публичной ни парт, ни четкого расписания уроков, ни самих уроков как отрезков времени нет, учитель сам выбирает, как ему построить обучение. По рассказам похоже, и в других школах так же.
В 1-2 группе практикуют двух-трёхнедельные темы, в рамках которых рисуют, читают, мастерят, учат новые слова и понятия. Сейчас вот тема «Плюк из Петтефлета» Анни Шмидт. Но если ученики спросят что-то отвлечённое, то спокойно все будут обсуждать именно ту, более интересную всем тему.
Школьной формы нет, сменной обуви нет, даже на физкультуру наши малыши в 1-2 группе ходят просто в трусиках/маечках и чешках.
Да что там форма, у нас и класс больше похож на квартиру любимой бабушки – завален игрушками, книжками, с большим телевизором и этажеркой дисков, обклеен рисунками детей, все сидят на лавочках по кругу, учительница в мягком глубоком кресле, и парочка детей обязательно на его подлокотниках с ней в обнимку.
С ней придётся попрощаться при переходе в 3-ю группу, учителя здесь ведут только один год, у нас из-за того, что детей немного, группы объединены по две.
Компьютеры стоят в общем коридоре, за ними дети постарше по очереди выполняют какие-то задания. Там же и библиотека, где сами дети берут то, что им интересно без абонентских книжек и учёта.
Про портфели и учебники можно тоже забыть - все материалы в школе. В рюкзаках носят только перекусы и обеды.
На перекус – печенье, фрукты, на обед – сэндвичи. Многие родители дают соки, но во-первых, детские соки здесь жутко сладкие, во-вторых, мне в целом их «порошковое» качество не нравится. Так что Арис пьёт воду.
Читать основательно учат в 6-7 лет, хотя буквы показывают с 4-5.
Домашние задания появляются в жизни школьников где-то к 10 годам и в виде проектов, а не прописей/примеров и т.д., как мы привыкли в Украине.
Кстати, любопытно, что в Киеве мне старорежимная невропатологша-садистка устроила разнос, что ребёнок в 4 года не произносит букву Р.
В Латвии садиковского логопеда это не волновало до 5.
Здесь сказали не париться до 6.
И хотя мы с Арисом стараемся этот неуловимый звук артикулировать, делаю я это здесь без чувства вины или несостоятельности себя и ребенка.
В общем, жизнь школьника начальной школы здесь просто сказка по сравнению с мытарствами украинских школяриков.
Контрольных особо нет, есть устные и письменные тесты, но они в виде рутинного процесса проходят, а не чего-то эпохального, что нужно кровь из носу сдать на отлично. Два раза в год учитель проводит беседу с родителями и выдает бумагу с итогами оценки работы за полугодие.
Отсюда следует, что тянуть и гнаться за успеваемостью никто не будет. Вам могут посоветовать помочь ребенку, если попался участливый педагог, но это очень вежливый совет, а никак не настоятельная рекомендация.
Дети учатся в силу природных талантов, и зубрёжкой невозможно выбиться в отличники. Да тут и отличников практически нет и никто не стремится.
В конце концов, стране нужны разные работники) И нидерландцы это понимают, и никто не будет пугать детей тем, что он станет дворником, или гнобить за плохую успеваемость.
И как бы нам, воспитанным в другой образовательной парадигме, не казалось это неправильным, в результате и специалистов в Нидерландах хватает, и уровень жизни высок, и в целом удовлетворённость этой самой жизнью тоже. А не это ли главное?
Тем более, что для серьёзного обучения есть средняя школа и университеты, а в начальной детям прививаются основные навыки – быть дружными, коммуникабельными, поддерживать друг друга, испытывать радость от узнавания нового.
К тому же здесь упор на практические навыки жизни – самостоятельно о себе заботиться, знать правила дорожного движения (здесь сдаётся экзамен на велосипедах), уметь плавать в одежде и обуви (обязательно с шести лет надо пройти 5 этапов обучения в бассейне, сдать экзамен и получить сертификат), иметь знания об окружающей среде.
4. Поступление в среднюю школуБолее интересно будет при переходе в среднюю школу.
Документы нужно подать в феврале/марте и только в одну школу. И эта школа должна соответствовать уровню знаний и способностей ребёнка.
А вот они-то определяются рекомендацией от школы и результатами теста CITO.
Таким образом, то, как 12летний подросток в 8 группе в январе/феврале сдаст двухдневный тест CITO, и определит его дальнейший жизненный путь. Ну, во многом.
Ответственно, правда?
Основные рекомендации по возрастанию сложности:
1. Praktijkonderwijs (для тех детей, которым сложно учиться по программе vmbo даже со специальной помощью. Здесь они получают практические навыки и обучение длится до тех пор, по сути, пока они не найдут себе подходящую работу. Для таких школ CITO не сдают, только тест на интеллект)
2. Vmbo (CITO от 515 до 531, аналог ПТУ, 4 года ученики проходят ориентированную на практику подготовку в какой-то сфере своих интересов и умений (Vmbo-b, -k, -g, -t/mavo). После идут или в mbo (среднее профессиональное образование, с уровнями Mbo-1, 2, 3 и 4) или havo, чтобы закончить образование и иметь возможность пойти работать. Примерно 60% школьников
3. Havo (CITO от 532 до 535/540, старшее общее среднее образование, 5 лет. После него могут пойти в mbo (среднее профессиональное образование), Hbo (высшее профессиональное образование), иногда в Vwo, но всё опять же определяется способностями и сдачей нужных дисциплин. Примерно 20% школьников
4. Vwo (CITO от 535/540 до 550, высший уровень среднего образования, 6 лет, атенеумы и гимназии. После них можно поступить в Hbo (высшее профессиональное образование) или университет. Примерно 20% школьников
Вот здесь : подробнее
Так что стоит заранее посмотреть, как сдают CITO в вашей школе и какой шанс на получение более качественного образования.
Потому что если после теста ребёнку дали рекомендацию “vmbo-theoretisch/havo” (CITO меньше 540), то он не сможет поступить в гимназию уровня “vwo”. А значит, стать, например, врачом ему не удастся.
Вот в средней школе там уже и учеба серьёзнее, и заданий больше, ориентация на креативность, самостоятельность, выполнение проектов в группах, изучение языков (некоторые vwo переходят к концу обучения полностью на английский, а для врачебных специальностей в средней школе изучают латынь) и т.д.
Потому, если детям экспатов условно лет 10 и больше, то имеет смысл пойти на год в языковой класс kopklassen, чтобы успеть выучить нидерландский достаточно для сдачи теста. Малышня по идее может освоить его в рамках обычного класса. Ну и в некоторых школах для старших детей тоже есть интеграционные программы в рамках обычного обучения, без потери года. Тут надо смотреть индивидуально и искать подходящий вариант.
5. Расписание и продлёнкаОтдельная песня расписание.
Плюс минус складывается ситуация, когда учеба с 8.30 до 12, потом перерыв на обед и с часу до трёх ещё занятия. При этом среда всегда короткий день до 12, а пятница короткая для 1-4 групп.
Есть школы, в которых обед минут 40 и дети не уходят домой, но у нас 3 дня в неделю с 12 до 13.15 организовать обед должен родитель.
Многие забирают малышню домой, но до нас 2.5 км, всё время уйдёт на дорогу. Поэтому первый месяц я интенсивно накатывала свои 15 км в день, но это развлечение лишено смысла.
В таких случаях на выручку приходит КОК (местная организация, но должны быть аналоги в других городах)
Нидерландцы вообще любят аутсорс и присмотр тоже возложен на отдельную специализированную фирму. Ну как присмотр. Если ваш 4летка гуляет во дворе школы при открытой калитке, а рядом не видно взрослых - такой тут присмотр, расслабьтесь. Они еще и выбегают за территорию и ныкаются по кустам, играя в прятки.
Стоит присмотр в обеденный час 2.5 евро/день, т.е., три дня в неделю = 30 евро/месяц.
Можно оставлять и на продленку, вплоть до 18.30. За «полный пакет» продлёнки с понедельника по пятницу придётся заплатить порядка 600-800 евро в месяц (базовая стоимость часа в 2018 - 7,05 евро).
И это не много, если вспомнить, что daycare для детей до 4 лет может доходить до 1500-1700 евро, а государственных садов здесь нет как класса. Для 2018 года стоимость часа daycare от 7,49 до 8,24 евро.
Здесь многие женщины работают либо неполную неделю, либо неполный день, а то и дома сидят с младшими, поэтому экономят и сдают ребёнка в садик/продлёнку только на считанные часы в день и то не в каждый.
Ребёнок на каникулах может быть либо с родителем, либо с той же KOK. Holiday care 8,24 евро/час. Считаем: 8,24 * 9 часов в день * 5 дней в неделю * 6 недель летних каникул = 2225 евро за 1,5 месяца.
6. childcare allowanceПри условии, что оба родителя работают или учатся, можно получить компенсацию childcare allowance
Для этого нужно соответствовать требованиям.
Кстати, многое зависит от количества часов, которые работаете. Если, например, 25 часов в неделю, то компенсируются 153 часа в месяц daycare или 77 часов в месяц школьного присмотра. А если работаете 40 часов, то 230 и 122 соответственно.
Если доходы семьи невысокие, компенсация будет существенной, если выше определённого уровня, то меньше.
Можно побаловаться с калькулятором
Что-то он мне нарисовал максимальную компенсацию в 503 евро при том, что я поставила общий доход семьи 10000 евро, а это, как вы понимаете, нереально, тут на столько не прожить семье. При доходе в 50000 евро, childcare allowance 413 евро/месяц
Причём в случае повышения дохода можно влететь на деньги.
Знаю историю, когда супруги стал зарабатывать больше, а потом налоговая проснулась, пересчитала и прислала извещение, что верните-ка переполученное за год. А у них были двойняшки.
И хотя это больше из разряда страшилок и в основном все более-менее нормально с компенсациями, но осознание такой возможности тонизирует, правда?
7. child benefitПомощь по уходу за ребёнком просто по факту его рождения называется child benefit (www.svb.nl/int/nl/kinderbijslag/betaling/hoevee...) и составляет 201,05 евро/квартал для ребёнка до 5 лет, 244,13 евро/квартал для 6-11 летнего, и 287,21 евро/квартал до совершеннолетия.
@темы: дети, школа, Нидерланды
спасибо!
У нас ужасное школьное образование, по крайне мере когда училась я.
никто не будет пугать детей тем, что он станет дворником
А вот это очень правильно. Меня всегда, даже в детстве, удивляло и возмущало то, что в нашей «рабоче-крестьянской» стране такое неуважение к труду. И, к примеру, дворник - это фу-фу-фу. Хотя что плохого в дворниках? Надо же кому-то улицы мести.
Меня мама пугала маляром-штукатуром
Хотя что плохого в дворниках?
вот-вот. Унижение на ровном месте.
Меня мама пугала маляром-штукатуром
)) чем ей маляры не угодили? Ценная профессия, кстати, полезная и нужная.
Понятия не имею. Когда я училась в первом классе у нас окрестные дома ремонтировали, и тётеньки-маляры ходили по улице в своих заляпанных побелкой спецодеждах. Наверное произвели на маму неизгладимое впечатление.
А в школе все было совершенно не интересно и совершенно не понятно зачем оно нужно.
Хотя вот та же история - это ж так интересно! Я вот сейчас про войну алой и белой розы читаю, скоро всех Йорков и Ланкастеров буду знать лучше, чем собственных родственников.
Или, например, мне когда-то попалась статья про насекомых, в которой они рассматривались с позиции того, что они очень маленькие. Настолько маленькие, что на них даже сила тяготения не действует, потому они и устроены специфически. Безумно интересно! И вот почему нам в школе не рассказывали про насекомых ТАК?
Ладно, не все преподаватели популяризаторы. Но проблема не только в личностях, но и в методиках, общем подходе, неудобоваримых учебниках.
Что читаешь?
Согласна.
Что читаешь?
Джон Норвич "Английские короли и Шекспир". Но там не только война роз, там все последние Плантегенеты от Эдуарда III до Ричарда III. Рассказывается что было на самом деле, и как это изобразил Шекспир в своих хрониках.
Да, в электронном. Нигде не могу найти в бумажном
про картавость удивило. Сама бывшая "картавка". С логопедом занимались. Но тоже было сказано, что в 5 лет не стоит ребенка напрягать. Я занималась перед школой. Помню,что в поликлинике. Страшно любила это дело, очень нравилась тетя в белом халате, с которой просто разговариваешь, а не уколы получаешь)) Но у меня не было такое грассирование. И мягкий Р' так и не наработан полностью, когда спешу или волнуюсь "мой французский " проскакивает) .
lena-wind, Ой, читала! Тоже в электронном. Вообще Плантагенеты и их потомки очень интересовали в свое время.
Арису, наверное, тоже бы надо с логопедом позаниматься, потому что нас он игнорирует, как педагогов. Не хочет ни скороговорки рассказывать, ни смешные стишки учить.