влюблена в книги. Взаимно
Тут холиварчик разгорелся на тему СССР: тогда было лучше или при том, что мы называем демократией. Я не собираюсь ругать всё-всё, что было в Союзе. Да, были достижения, да, была культура. Но в целом, попытка создать коммунизм провалилась. По многим причинам.
И в целом жизнь простых обывателей была хуже, чем в других странах в то же время. Но наш внушают ложь, что пусть у нас и не было колбасы, но зато была культура - ах! Да на Западе тоже была культура. Хватит сказок про какую-то необыкновенную духовность русских. Хватит сказок про то, какая была промышленность, ракеты и прочее. Хватит сказок про дружбу и "все равны". Это сказки.
Я отношусь к СССР как к определённому опыту, истории, которая стала основой для нынешней ситуации. Нужно сделать выводы, что было хорошего - развивать и применять, плохое - убирать по возможности.
Но когда мне начинают рассказывать, каким был прекрасным Союз, намного лучше теперешнего строя, а в ответ на мои контраргументы заявлять пустопорожне "учите историю" и "спорить тут нет смысла" вместо своих аргументов, я злюсь. Очень злюсь.
Не буду изобретать велосипед, а составлю здесь список статей:
1. Совковое хамство как "особая духовность" - Пожарский цитата: "Миф о том, что де на богомерзком Западе все искусственное, все притворяются - мол, все эти улыбочки, вежливость - все это ширма да фальш сплошная. А вот в Совке - нахамят, в рожу плюнут - зато от души, честно.
Это, разумеется, глупость. Потому как "улыбаться искусственно" - довольно проблематично. Потому как "психосоматика". Есть, например, правило "пяти жестов" - если оратор делает в среднем пять гневных жестов во время выступления - он входит в гневное состояние. Когда человек радуется - он улыбается. Верно и обратное - если человек улыбается, у него поднимается настроение. Психологический факт.
Впрочем, основные претензии начинаются не тогда, когда совку улыбаются в магазине - хотя, конечно, у человеку которому всю жизнь в магазине хамили, улыбка продавщицы вызывает когнитивный диссонанс. Претензии начинаются тогда, когда видя доброжелательное отношение, совок начинает думать, что может чего-то требовать. Сколько раз я, например, слышал - "вот соседи у них улыбаются, а если батон хлеба у них попросишь... ". Да, когда у малознакомых европейцев просят батон хлеба - у них у самих случается когнитивный диссонанс. Потому что магазин за углом.
На самом деле, вся эта совковая якобы взаимопомощь по вопросам хлеба, сахара и соли - это не какая-то особенная доброта и кротость. А банальное неуважение к чужому личному пространству (ну, еще дефицит, собственно, упомянутых продуктов). Оборотная сторона подобного общинного образа жизни - это мелкое и крупное стукачество на тему того, кто с кем спит и выключает ли свет в уборной. Совки застряли в своем развитии между родо-племенной крестьянской общиной и нормальным цивилизованным обществом - коллективизм, коммуналки etc. К этому добавляется то, что совковое государство совков за людей никогда не считало, было от них отделено колючим забором, и совкам приходилось группироваться в том числе и против своего же государства. Никакого понятия о privacy у совков нет - поэтому сегодня совок клянчит у соседей соль, а завтра сует свой длинный нос в их личную жизнь."
2. "Совок" или СССР? цитата: "Написано в ответ на вполне обычное мнение новоиспекаемого "патриота": "Когда речь зашла, кому завидовали при СССР, я начал говорить об ученых, летчиках, артистах, шахматистах, космонавтах. А он мне в ответ — да брось, завидовали официантам, они бабки неплохие имели на чаевых, еще продавцам. Я чуть чаем не поперхнулся. Вот для него — был совок, а для меня СССР".
Ну, разные беседы могли быть. Он, например, мог говорить о том, что наши ученые, несмотря на весь раздутый советский пафос, практически не котируются на западе за исключением считанного числа и это абсолютно нормально, ибо они лишены возможности свободного обмена информацией и деградируют в собственном соку. Он мог бы сказать, что гордиться летчиками куда больше могла бы нацистская Германия и приверженцы фашизма, ибо первые 300 немецких асов уничтожили 20 000 советских самолетов, а лучший из них Эрик Хартман, сбивший чуть не на порядок больше, чем любой советский асс, пережил потом десятилетие сталинских лагерей и не сломался в них и не стал сотрудничать с режимом. По поводу гордости за актеров он мог бы сказать, что из-за железного занавеса, выстроенного режимом, а проще говоря из-за совка, наших актеров в мире практически не знают. (...)
Он мог бы сказать, что гордиться космонавтами, когда половина людей страны живет в коммуналках, есть дурной тон. (...)
Он мог бы сказать, что хотя и каждая нация гордится своими достижениями в чем бы то ни было — от спорта до науки, есть некоторые вещи, которые в СССР были гипертрофированы до исступления и вся эта «гордость» просто прошивалась на мозги бесчисленными теле и радиорепортажами, и миллионами тонн бумаги с газетным шрифтом и что чем более закрыт режим, чем он несвободней, тем усиленнее культивируется гордость по самым разным поводам и предлогам, лишь бы держать в повиновении значительную часть общества, которая всегда легко ловится на такую патриотическую удочку и правило это универсально. Везде, от нацисткой Германии и сталинского СССР до Северной Кореи эта «гордость» буквально зашкаливает.
Но есть и другая гордость, о которой советскому человеку приходилось только мечтать.
Гордость в том, что ты полноценный гражданин своей страны, которая не держит тебя в рамках собственных границ за колючей проволокой, и не будет стрелять тебе в спину, если ты соберешься покинуть ее пределы, хоть на одну секунду.
Гордость в том, что ты можешь свободно переезжать из города в город, смотреть мир, обустраивать свою жизнь так, как хочешь именно ты, и тебя не связывает институт прописки и местное отделение милиции.
Гордость в том, что ты в любую минуту можешь начать собственное дело и реализовать любую свою идею, независимо от воли отраслевого министерства и местного парткомитета. В том, что ты вправе распоряжаться заработанными тобой деньгами по своему усмотрению и тратить их на создание или участие в партии единомышленников, которые открыто ставят своей целью замену существующей власти, что можешь финансировать или работать в любом СМИ, которое критикует существующий режим, а его сотрудники не боятся попасть за это в тюрьму, ссылку или отправиться в сумасшедший дом. (...)
Гордость в том, что полиция существует для порядка, а не для сбора податей на дорогах, что корову нет нужды кормить хлебом, а задницу вытирать не газетной бумагой, и не заклеивать ей же продуваемые насквозь кривые рамы. В том, что нет нужды совать в узкое окошко лишние пять копеек за сигареты «ЯВА», которых нет на витрине, одновременно ожидая по нескольку часов пока подвезут пиво. (...)
3. Воспоминания о совке - там много частей. С фотографиями и прочим. Причём, воспоминания современника той эпохи, ведь я больше сужу по рассказам родственников и разной литературе на эту тему. Кстати, недавно в беседе с 14-летней школьницей выяснилось, что она не знает, что такое блат )))
цитата: Прочитал тут на одном сайте очередные тяжкие всхлипы о «потерянном рае» – сиречь, Советском Союзе. Как, мол, там всё было замечательно, какие были танки, ракеты и бесплатное здравоохранение. Нет, я не спорю, всё это было. Ещё были просторные и чистые проспекты, проезд в метро по 5 копеек, золотые медали по хоккею на любых турнирах, низкий уровень преступности… Вообще, если сравнивать СССР с нынешней РФ то сравнение по ряду пунктов будет не в пользу последней. Правда я, хоть убей, не могу понять, много ли чести делает Советскому Союзу сравнение с Эрефией? Ну ладно, не суть. (...)
Вот есть такие советские патриоты, которые очень раздражаются, когда кто-то начинает политическую систему килограммами съеденной колбасы мерить. Нет, я согласен, не колбасой единой жив человек. Но ведь, с другой стороны, простой человек, он ведь не мегатоннами испытанных ядерных фугасов питается или миллионами киловатт выработанной в год электроэнергии. Безусловно, простой человек очень радуется, когда его родная наука выводит на орбиту очередной военный спутник, но если этому человеку жрать кроме хлеба, баклажанной икры и бычков в томате нечего, то миллионы тонн зерна, сданные сверх плана в закрома родины, его начинают малость раздражать, а если ещё и вместо модной одежды его одевают в продукцию фабрики «Пиздец коммунизму», сшитую по лекалам 1939 года, то и вовсе настроение портится и старая русская болезнь «Хочется в Париж» даёт о себе знать. Так что если кто-то мне тут будет говорить что-то в стиле «не колбасой единой», тот может сразу же крейсерской скоростью отправляться на йух. (...)
В СССР жили люди, которые по своим инстинктам, в принципе, ничем не отличались от других белых людей, которые жили в капиталистических странах. Один из человеческих инстинктов – он не у всех развит, но у многих развит – торговать. Есть немало людей, которые любят торговать. У меня этот инстинкт совершенно не развит, но я знаю людей, которые получают истинное наслаждение от того, что продают нечто и получают с этого «навар». Понятно, что людей с таким инстинктом было немало в советской торговле. Эти люди очень быстро укумекали, что поскольку советская промышленность и советское сельское хозяйство не справляется с «растущими потребностями» советских людей, а проще говоря, просто буксует в удовлетворении даже самых элементарных запросов (об этом далее). Укумекав, советские торговцы сделали вывод: раз всё равно на всех не хватает, то будем товар просто убирать «под прилавок», а наиболее понятливым потребителям будем нужный товар из под этого прилавка (или «из под полы») продавать по спекулятивным ценам. Такой товар, который был в магазинах, но «под прилавком», назывался «дефицитом».
Если вдуматься, то в СССР дефицитом было всё. Вернее – всё хорошее. Кстати, варёная колбаса тоже была дефицитом. В Москве она была, а в других городах – нет. Поэтому жители других городов регулярно приезжали в Москву, чтобы основательно затариться варёной колбасой и сосисками. Причём каждый гонец покупал колбасы не только на свою семью, но и ещё для нескольких знакомых, поэтому уезжал из столицы с многокилограммовыми баулами, набитыми колбасой и сосисками. В «Новоарбатском» гастрономе на Калининском проспекте в любой день в колбасные отделы стояли длиннющие очереди колбасных закупщиков.
А для Москвы дефицитом были: копчёная колбаса, торт «Птичье молоко»… Нет, не буду перечислять – я подумал, что этот перечень может быть бесконечным. Да о чём вообще можно говорить, если даже туалетная бумага была дефицитом? Сложно поверить? Никто не удивлялся, если видел на улице женщин, обмотанных связками туалетной бумаги, словно революционный матрос пулемётной лентой. Ну про икру, осетрину, сёмгу – я вообще не говорю. Это вообще был супердефицит. Это даже «из под полы» было почти невозможно купить. Это можно было купить только «по блату».
Блат – ещё одно советское словечко – представлял из себя знакомство с «нужным человеком». «Нужный человек» – это человек, который работал в местах скопления дефицита. Такими местами были: кафе и рестораны, гастрономы, магазины одежды и косметики, базы (продуктовые и промтоварные). «Нужный человек» «по блату» мог продать дефицит, по спекулятивной цене, разумеется. Это, собственно, был второй способ приобретения колбасы (и другого дефицита).
Если вдуматься, то в советских магазинах всегда в продаже были только хлеб, молоко и портвейн. Хотя нет, вру, молоко тоже было не всегда, а когда было, то нередко – кислое. Тоже в это как-то сегодня даже не верится, но в советское время, покупая молоко, вполне можно было принести домой пакет кислого. И, если честно, никого это особо не удивляло. «Опять кислое! – сокрушалась мама, – ну ладно, на блины пойдёт». Нормальная советская действительность.
Нет, ну ещё был сок в трёхлитровых банках. Ещё – икра баклажанная. На этом, кстати, построена известная сцена из «Иван Васильича» – когда герой Крамарова вожделённо сглатывает слюну при виде горстки икры баклажанной в золотой чаше, советские люди смеялись от души – ибо советские магазины если чем-то и были забиты под завязку, так это баклажанной икрой. Ещё было печенье «Земляничное», печенье Овсяное (моё любимое), а вот печенье «Юбилейное» уже было дефицитом. Продавались разнообразные конфеты. Я больше всего любил батончики. Но мои любимые батончики «рот-фронт» были дефицитом. Равным образмо дефицитом были сосательные «барбариски». А в основном в кондитерских отделах продавались ненавидимые мной карамели с джемовой начинкой. Впрочем, когда из Иванова к нам приезжали родственники, то они рубали эту джемовую гадость за обе щёки – у них и такого не было. Чай был двух марок: «грузинский» и «цейлонский». «Грузинский» был просто омерзительным пойлом, а «цейлонский» – более или менее нормальным. Если вы уже поняли алгоритм советской торговли, то не удивитесь, что «цейлонский» чай был дефицитом. Растворимый кофе тоже был дефицитом. (...)
Тут, предвижу, меня могут обвинить в непоследовательности: то я пишу про ужасную одежду и обувь, а то вдруг говорю про импортную. Признаю, в советских магазинах можно было купить финскую и даже итальянскую обувь. Да и одежда иногда продавалась иностранная. Её «выбрасывали» в конце месяца «для плана». Что? Снова объяснять? Ну хорошо.
Советская экономика функционировала в соответствии с планом. План был пятилетний, годовой, квартальный и ежемесячный. Абсолютно всё в СССР функционировало по плану. Даже пьяниц в вытрезвитель собирали в соответствии с планом. Был план и в магазинах. Ну там магазин в месяц должен был приносить определённое количество прибыли. А где её взять – прибыль, если никто не покупает ужасные советские ботинки и ужасные советские пальто (я уж не говорю про ужасные советские костюмы и платья)? Тогда хитрые и одновременно мудрые советские торговцы придумали в конце каждого месяца – последние 2-3 дня – для получения плановой прибыли продавать дефицитные товары. Это называлось «выбросить дефицит». Советский народ быстро уловил алгоритм и стал ходить в магазины за дефицитом в конце месяца.
В конце месяца, а тем более квартала, в большинстве магазинов была форменная свистопляска – советские люди отоваривались дефицитом. А уж в конце года была вообще смерть. В крупных магазинах – ГУМ, ЦУМ, «Детский мир» и т.п. очереди за дефицитом выстраивались такие, что даже было сложно представить, сколько дней в таких очередях нужно стоять. Очередь могла идти через весь магазин, складываясь несколько раз, спускаться по лестнице вниз на несколько этажей и идти, идти, идти. Кто этого не видел своим лазами, тот может мне и не поверить, что для покупки женских финских сапог, советский человек (который не имел блата), мог стоять в такой очереди полдня, а то и целый день. Более того, иногда, зная, что в магазин завезли дефицит, люди занимали очередь с ночи. Люди вносили себя в списки, ставили чернилами номера на ладони, ругались, а иной раз дрались и всё это для того, чтобы купить в конце месяца какой-нибудь дефицит.
ВАЗ выпускал два варианта автомобиля: экспортный (для продажи заграницей) и для внутреннего употребления. Экспортный назывался «Lada» и был более качественно сделан, имел чуть более элегантный дизайн и т.п. Это, кстати, тоже было одно из чудесных свойств советской экономики – для продажи заграницей товары выпускались лучшего качества, чем для советских граждан. Некоторые экспортные товары котировались, как дефицит и «выбрасывались для плана» в советской торговле. Например, каждый советский человек знал, что экспортная водка лучше той, что только для своих. То есть за товарами с биркой «Made in USSR» советские граждане гонялись почти как за импортными. (...)
"А вообще, советский человек всегда знал, что если из какого-нибудь магазина торчит хвост очереди – надо пристраиваться, потому что наверняка что-то нужное. Идиотизм жизни в Совке отлично характеризует следующий анекдот:
Разговор в конце длиннющей очереди:
– Чего дают?
– Конан Дойла.
– А это лучше, чем кримплен?
– Не знаю. Сам на пробу две бутылки беру." (оттуда же)
Это цитаты из первой статьи, их там много, и не все про колбасу и дефицит ) Почитайте, много интересного узнаете.
4. Модель краха СССР - Зыкин, Истинный смысл русской трагедии. Его статьи особо интересны, так как он, в целом, поддерживает идеи социализма. цитата:
«Также утопична и другая «альтернатива» - создание «нового человека», равнодушного к материальным благам, невосприимчивого к коррупции и проч. Тысячи лет человечество бьется над этой задачей и бестолку. Люди всех эпох воровали, предавали, убивали, брали взятки и так далее. Какие только системы подготовки не предлагались: тут и религиозный аскетизм, и военная муштра, и бесконечная апелляция к морали и нравственности - безрезультатно. «Новый человек» как массовое и воспроизводящееся явление так и не появился. Отдельные уникальные личности, конечно же, появлялись, но их совершенно не хватало на то, чтобы укомплектовать весь государственный аппарат. Да что там говорить, даже Церковь и то и не смогла сделать так, чтобы хотя бы у себя в организации на руководящих постах были только «добрые христиане». Церковное лицемерие, ложь, растраты храмовых денег на пьянку и разврат, монастырский гомосексуализм - вот далеко не полный перечень общеизвестных язв, которые Церковь не смогла изжить, как ни старалась. Аналогично обстоят дела и в исламе, и в других религиях. И так было всегда.
Большевики также пытались воспитать «человека коммунистического общества», и каков результат? Выгляните в окно и увидите. А уж сколько было пропаганды! Сколько душеполезных воззваний! Бесполезно. Советские люди крали, лгали, убивали, точно также как и при «старом режиме». А сравнительно невысокий уровень преступности в советские годы объяснялся не более высокой моральностью советского человека, а особенностями государственной системы и, в частности, ее правоохранительного аппарата. А как только «тоталитарные оковы» упали, так именно советские люди устроили в стране кровавую вакханалию 1992-1995 годов. Криминальный передел собственности, бесконечные «разборки», «стрелки», вся эта субкультура «братки-менты-опера», создана никем иным, как советским «высоко моральным» человеком.»
Марксизм идеология серостичитать дальше
«Так, например, не удалось изжить ошибочный марксистский принцип, а вернее лозунг: «человек равен человеку». Напротив, всей государственной мощью эта лживая и абсурдная идейка вдалбливалась в головы людей. Абсурдность и лживость этого лозунга доказать несложно, а тем не менее даже сейчас, стоит замахнуться на «святое», как тут же поднимается вопль до небес, следуют обвинения в фашизме и тому подобная глупость. Каждый день реальная жизненная практика говорит нам о том, что люди разные. А где различие, там и неравенство. Мы постоянно употребляем такие слова как «смелый», «умный», «глупый», «безвольный» и так далее. А ведь, ясно, что эти термины имеют только относительный смысл. Например, называя какого-нибудь человека «сильным», мы ведь на самом-то деле подразумеваем, что он сильнее окружающих. Не каждый человек равен другому человеку, не каждая голова равна другой голове, хотя здесь имеют место тысячи и миллионы тончайших вариаций.»
Информационное болото цитата про "дружбу подъездами":
"После войны, в столицу переселились очень многие люди, жившие до этого в деревнях. И поначалу, по инерции, они пытались следовать привычному порядку. Вечером жители многоэтажек высыпали во двор, появлялась гармошка, пляска, велись типичные беседы «на завалинке». Но вот прошло некоторое время, подросли их дети, а потом и внуки. И старики начали ворчать примерно так: «Раньше все были вместе, все общались, был полон двор людей, а сейчас молодежь попряталась по отдельным квартирам, знать никого не хочет, в одном подъезде живут и не здороваются».
Иными словами, произошло то, что в социологии называется атомизацией общества. Современный городской тип жизни приводит к тому, что традиционные связи между людьми слабеют и разрываются. Члены общества, действительно начинают жить более автономно, им действительно «нет дела» до окружающих. И этот процесс наблюдается во всех индустриально развитых странах мира. Почему так происходит? Чем жизнь в городе в социальном плане отличается от жизни в деревне? Упрощенно говоря, сильно различается тип жилья, и то, как налажен процесс труда. Судите сами. Крестьяне, с детства росшие рядом, потом с большой вероятностью и работать будут недалеко друг от друга, и, следовательно, их общение не прервется. Так складывается коллектив соседей. В городах же наблюдается прямо противоположная ситуация. Каждый день жители даже одного и того же подъезда разъезжаются в совершенно разные части города, а возвращаются уже под вечер. Они не видят друг друга и не общаются. Кроме того, жизнь в отдельной квартире закрыта от чужих глаз, а крестьянин проводит большую часть времени вне помещения, на виду у многих. Как видим, сама обстановка, окружающая человека в деревне, способствует установлению более тесных межличностных связей"
И в целом жизнь простых обывателей была хуже, чем в других странах в то же время. Но наш внушают ложь, что пусть у нас и не было колбасы, но зато была культура - ах! Да на Западе тоже была культура. Хватит сказок про какую-то необыкновенную духовность русских. Хватит сказок про то, какая была промышленность, ракеты и прочее. Хватит сказок про дружбу и "все равны". Это сказки.
Я отношусь к СССР как к определённому опыту, истории, которая стала основой для нынешней ситуации. Нужно сделать выводы, что было хорошего - развивать и применять, плохое - убирать по возможности.
Но когда мне начинают рассказывать, каким был прекрасным Союз, намного лучше теперешнего строя, а в ответ на мои контраргументы заявлять пустопорожне "учите историю" и "спорить тут нет смысла" вместо своих аргументов, я злюсь. Очень злюсь.
Не буду изобретать велосипед, а составлю здесь список статей:
1. Совковое хамство как "особая духовность" - Пожарский цитата: "Миф о том, что де на богомерзком Западе все искусственное, все притворяются - мол, все эти улыбочки, вежливость - все это ширма да фальш сплошная. А вот в Совке - нахамят, в рожу плюнут - зато от души, честно.
Это, разумеется, глупость. Потому как "улыбаться искусственно" - довольно проблематично. Потому как "психосоматика". Есть, например, правило "пяти жестов" - если оратор делает в среднем пять гневных жестов во время выступления - он входит в гневное состояние. Когда человек радуется - он улыбается. Верно и обратное - если человек улыбается, у него поднимается настроение. Психологический факт.
Впрочем, основные претензии начинаются не тогда, когда совку улыбаются в магазине - хотя, конечно, у человеку которому всю жизнь в магазине хамили, улыбка продавщицы вызывает когнитивный диссонанс. Претензии начинаются тогда, когда видя доброжелательное отношение, совок начинает думать, что может чего-то требовать. Сколько раз я, например, слышал - "вот соседи у них улыбаются, а если батон хлеба у них попросишь... ". Да, когда у малознакомых европейцев просят батон хлеба - у них у самих случается когнитивный диссонанс. Потому что магазин за углом.
На самом деле, вся эта совковая якобы взаимопомощь по вопросам хлеба, сахара и соли - это не какая-то особенная доброта и кротость. А банальное неуважение к чужому личному пространству (ну, еще дефицит, собственно, упомянутых продуктов). Оборотная сторона подобного общинного образа жизни - это мелкое и крупное стукачество на тему того, кто с кем спит и выключает ли свет в уборной. Совки застряли в своем развитии между родо-племенной крестьянской общиной и нормальным цивилизованным обществом - коллективизм, коммуналки etc. К этому добавляется то, что совковое государство совков за людей никогда не считало, было от них отделено колючим забором, и совкам приходилось группироваться в том числе и против своего же государства. Никакого понятия о privacy у совков нет - поэтому сегодня совок клянчит у соседей соль, а завтра сует свой длинный нос в их личную жизнь."
2. "Совок" или СССР? цитата: "Написано в ответ на вполне обычное мнение новоиспекаемого "патриота": "Когда речь зашла, кому завидовали при СССР, я начал говорить об ученых, летчиках, артистах, шахматистах, космонавтах. А он мне в ответ — да брось, завидовали официантам, они бабки неплохие имели на чаевых, еще продавцам. Я чуть чаем не поперхнулся. Вот для него — был совок, а для меня СССР".
Ну, разные беседы могли быть. Он, например, мог говорить о том, что наши ученые, несмотря на весь раздутый советский пафос, практически не котируются на западе за исключением считанного числа и это абсолютно нормально, ибо они лишены возможности свободного обмена информацией и деградируют в собственном соку. Он мог бы сказать, что гордиться летчиками куда больше могла бы нацистская Германия и приверженцы фашизма, ибо первые 300 немецких асов уничтожили 20 000 советских самолетов, а лучший из них Эрик Хартман, сбивший чуть не на порядок больше, чем любой советский асс, пережил потом десятилетие сталинских лагерей и не сломался в них и не стал сотрудничать с режимом. По поводу гордости за актеров он мог бы сказать, что из-за железного занавеса, выстроенного режимом, а проще говоря из-за совка, наших актеров в мире практически не знают. (...)
Он мог бы сказать, что гордиться космонавтами, когда половина людей страны живет в коммуналках, есть дурной тон. (...)
Он мог бы сказать, что хотя и каждая нация гордится своими достижениями в чем бы то ни было — от спорта до науки, есть некоторые вещи, которые в СССР были гипертрофированы до исступления и вся эта «гордость» просто прошивалась на мозги бесчисленными теле и радиорепортажами, и миллионами тонн бумаги с газетным шрифтом и что чем более закрыт режим, чем он несвободней, тем усиленнее культивируется гордость по самым разным поводам и предлогам, лишь бы держать в повиновении значительную часть общества, которая всегда легко ловится на такую патриотическую удочку и правило это универсально. Везде, от нацисткой Германии и сталинского СССР до Северной Кореи эта «гордость» буквально зашкаливает.
Но есть и другая гордость, о которой советскому человеку приходилось только мечтать.
Гордость в том, что ты полноценный гражданин своей страны, которая не держит тебя в рамках собственных границ за колючей проволокой, и не будет стрелять тебе в спину, если ты соберешься покинуть ее пределы, хоть на одну секунду.
Гордость в том, что ты можешь свободно переезжать из города в город, смотреть мир, обустраивать свою жизнь так, как хочешь именно ты, и тебя не связывает институт прописки и местное отделение милиции.
Гордость в том, что ты в любую минуту можешь начать собственное дело и реализовать любую свою идею, независимо от воли отраслевого министерства и местного парткомитета. В том, что ты вправе распоряжаться заработанными тобой деньгами по своему усмотрению и тратить их на создание или участие в партии единомышленников, которые открыто ставят своей целью замену существующей власти, что можешь финансировать или работать в любом СМИ, которое критикует существующий режим, а его сотрудники не боятся попасть за это в тюрьму, ссылку или отправиться в сумасшедший дом. (...)
Гордость в том, что полиция существует для порядка, а не для сбора податей на дорогах, что корову нет нужды кормить хлебом, а задницу вытирать не газетной бумагой, и не заклеивать ей же продуваемые насквозь кривые рамы. В том, что нет нужды совать в узкое окошко лишние пять копеек за сигареты «ЯВА», которых нет на витрине, одновременно ожидая по нескольку часов пока подвезут пиво. (...)
3. Воспоминания о совке - там много частей. С фотографиями и прочим. Причём, воспоминания современника той эпохи, ведь я больше сужу по рассказам родственников и разной литературе на эту тему. Кстати, недавно в беседе с 14-летней школьницей выяснилось, что она не знает, что такое блат )))
цитата: Прочитал тут на одном сайте очередные тяжкие всхлипы о «потерянном рае» – сиречь, Советском Союзе. Как, мол, там всё было замечательно, какие были танки, ракеты и бесплатное здравоохранение. Нет, я не спорю, всё это было. Ещё были просторные и чистые проспекты, проезд в метро по 5 копеек, золотые медали по хоккею на любых турнирах, низкий уровень преступности… Вообще, если сравнивать СССР с нынешней РФ то сравнение по ряду пунктов будет не в пользу последней. Правда я, хоть убей, не могу понять, много ли чести делает Советскому Союзу сравнение с Эрефией? Ну ладно, не суть. (...)
Вот есть такие советские патриоты, которые очень раздражаются, когда кто-то начинает политическую систему килограммами съеденной колбасы мерить. Нет, я согласен, не колбасой единой жив человек. Но ведь, с другой стороны, простой человек, он ведь не мегатоннами испытанных ядерных фугасов питается или миллионами киловатт выработанной в год электроэнергии. Безусловно, простой человек очень радуется, когда его родная наука выводит на орбиту очередной военный спутник, но если этому человеку жрать кроме хлеба, баклажанной икры и бычков в томате нечего, то миллионы тонн зерна, сданные сверх плана в закрома родины, его начинают малость раздражать, а если ещё и вместо модной одежды его одевают в продукцию фабрики «Пиздец коммунизму», сшитую по лекалам 1939 года, то и вовсе настроение портится и старая русская болезнь «Хочется в Париж» даёт о себе знать. Так что если кто-то мне тут будет говорить что-то в стиле «не колбасой единой», тот может сразу же крейсерской скоростью отправляться на йух. (...)
В СССР жили люди, которые по своим инстинктам, в принципе, ничем не отличались от других белых людей, которые жили в капиталистических странах. Один из человеческих инстинктов – он не у всех развит, но у многих развит – торговать. Есть немало людей, которые любят торговать. У меня этот инстинкт совершенно не развит, но я знаю людей, которые получают истинное наслаждение от того, что продают нечто и получают с этого «навар». Понятно, что людей с таким инстинктом было немало в советской торговле. Эти люди очень быстро укумекали, что поскольку советская промышленность и советское сельское хозяйство не справляется с «растущими потребностями» советских людей, а проще говоря, просто буксует в удовлетворении даже самых элементарных запросов (об этом далее). Укумекав, советские торговцы сделали вывод: раз всё равно на всех не хватает, то будем товар просто убирать «под прилавок», а наиболее понятливым потребителям будем нужный товар из под этого прилавка (или «из под полы») продавать по спекулятивным ценам. Такой товар, который был в магазинах, но «под прилавком», назывался «дефицитом».
Если вдуматься, то в СССР дефицитом было всё. Вернее – всё хорошее. Кстати, варёная колбаса тоже была дефицитом. В Москве она была, а в других городах – нет. Поэтому жители других городов регулярно приезжали в Москву, чтобы основательно затариться варёной колбасой и сосисками. Причём каждый гонец покупал колбасы не только на свою семью, но и ещё для нескольких знакомых, поэтому уезжал из столицы с многокилограммовыми баулами, набитыми колбасой и сосисками. В «Новоарбатском» гастрономе на Калининском проспекте в любой день в колбасные отделы стояли длиннющие очереди колбасных закупщиков.
А для Москвы дефицитом были: копчёная колбаса, торт «Птичье молоко»… Нет, не буду перечислять – я подумал, что этот перечень может быть бесконечным. Да о чём вообще можно говорить, если даже туалетная бумага была дефицитом? Сложно поверить? Никто не удивлялся, если видел на улице женщин, обмотанных связками туалетной бумаги, словно революционный матрос пулемётной лентой. Ну про икру, осетрину, сёмгу – я вообще не говорю. Это вообще был супердефицит. Это даже «из под полы» было почти невозможно купить. Это можно было купить только «по блату».
Блат – ещё одно советское словечко – представлял из себя знакомство с «нужным человеком». «Нужный человек» – это человек, который работал в местах скопления дефицита. Такими местами были: кафе и рестораны, гастрономы, магазины одежды и косметики, базы (продуктовые и промтоварные). «Нужный человек» «по блату» мог продать дефицит, по спекулятивной цене, разумеется. Это, собственно, был второй способ приобретения колбасы (и другого дефицита).
Если вдуматься, то в советских магазинах всегда в продаже были только хлеб, молоко и портвейн. Хотя нет, вру, молоко тоже было не всегда, а когда было, то нередко – кислое. Тоже в это как-то сегодня даже не верится, но в советское время, покупая молоко, вполне можно было принести домой пакет кислого. И, если честно, никого это особо не удивляло. «Опять кислое! – сокрушалась мама, – ну ладно, на блины пойдёт». Нормальная советская действительность.
Нет, ну ещё был сок в трёхлитровых банках. Ещё – икра баклажанная. На этом, кстати, построена известная сцена из «Иван Васильича» – когда герой Крамарова вожделённо сглатывает слюну при виде горстки икры баклажанной в золотой чаше, советские люди смеялись от души – ибо советские магазины если чем-то и были забиты под завязку, так это баклажанной икрой. Ещё было печенье «Земляничное», печенье Овсяное (моё любимое), а вот печенье «Юбилейное» уже было дефицитом. Продавались разнообразные конфеты. Я больше всего любил батончики. Но мои любимые батончики «рот-фронт» были дефицитом. Равным образмо дефицитом были сосательные «барбариски». А в основном в кондитерских отделах продавались ненавидимые мной карамели с джемовой начинкой. Впрочем, когда из Иванова к нам приезжали родственники, то они рубали эту джемовую гадость за обе щёки – у них и такого не было. Чай был двух марок: «грузинский» и «цейлонский». «Грузинский» был просто омерзительным пойлом, а «цейлонский» – более или менее нормальным. Если вы уже поняли алгоритм советской торговли, то не удивитесь, что «цейлонский» чай был дефицитом. Растворимый кофе тоже был дефицитом. (...)
Тут, предвижу, меня могут обвинить в непоследовательности: то я пишу про ужасную одежду и обувь, а то вдруг говорю про импортную. Признаю, в советских магазинах можно было купить финскую и даже итальянскую обувь. Да и одежда иногда продавалась иностранная. Её «выбрасывали» в конце месяца «для плана». Что? Снова объяснять? Ну хорошо.
Советская экономика функционировала в соответствии с планом. План был пятилетний, годовой, квартальный и ежемесячный. Абсолютно всё в СССР функционировало по плану. Даже пьяниц в вытрезвитель собирали в соответствии с планом. Был план и в магазинах. Ну там магазин в месяц должен был приносить определённое количество прибыли. А где её взять – прибыль, если никто не покупает ужасные советские ботинки и ужасные советские пальто (я уж не говорю про ужасные советские костюмы и платья)? Тогда хитрые и одновременно мудрые советские торговцы придумали в конце каждого месяца – последние 2-3 дня – для получения плановой прибыли продавать дефицитные товары. Это называлось «выбросить дефицит». Советский народ быстро уловил алгоритм и стал ходить в магазины за дефицитом в конце месяца.
В конце месяца, а тем более квартала, в большинстве магазинов была форменная свистопляска – советские люди отоваривались дефицитом. А уж в конце года была вообще смерть. В крупных магазинах – ГУМ, ЦУМ, «Детский мир» и т.п. очереди за дефицитом выстраивались такие, что даже было сложно представить, сколько дней в таких очередях нужно стоять. Очередь могла идти через весь магазин, складываясь несколько раз, спускаться по лестнице вниз на несколько этажей и идти, идти, идти. Кто этого не видел своим лазами, тот может мне и не поверить, что для покупки женских финских сапог, советский человек (который не имел блата), мог стоять в такой очереди полдня, а то и целый день. Более того, иногда, зная, что в магазин завезли дефицит, люди занимали очередь с ночи. Люди вносили себя в списки, ставили чернилами номера на ладони, ругались, а иной раз дрались и всё это для того, чтобы купить в конце месяца какой-нибудь дефицит.
ВАЗ выпускал два варианта автомобиля: экспортный (для продажи заграницей) и для внутреннего употребления. Экспортный назывался «Lada» и был более качественно сделан, имел чуть более элегантный дизайн и т.п. Это, кстати, тоже было одно из чудесных свойств советской экономики – для продажи заграницей товары выпускались лучшего качества, чем для советских граждан. Некоторые экспортные товары котировались, как дефицит и «выбрасывались для плана» в советской торговле. Например, каждый советский человек знал, что экспортная водка лучше той, что только для своих. То есть за товарами с биркой «Made in USSR» советские граждане гонялись почти как за импортными. (...)
"А вообще, советский человек всегда знал, что если из какого-нибудь магазина торчит хвост очереди – надо пристраиваться, потому что наверняка что-то нужное. Идиотизм жизни в Совке отлично характеризует следующий анекдот:
Разговор в конце длиннющей очереди:
– Чего дают?
– Конан Дойла.
– А это лучше, чем кримплен?
– Не знаю. Сам на пробу две бутылки беру." (оттуда же)
Это цитаты из первой статьи, их там много, и не все про колбасу и дефицит ) Почитайте, много интересного узнаете.
4. Модель краха СССР - Зыкин, Истинный смысл русской трагедии. Его статьи особо интересны, так как он, в целом, поддерживает идеи социализма. цитата:
«Также утопична и другая «альтернатива» - создание «нового человека», равнодушного к материальным благам, невосприимчивого к коррупции и проч. Тысячи лет человечество бьется над этой задачей и бестолку. Люди всех эпох воровали, предавали, убивали, брали взятки и так далее. Какие только системы подготовки не предлагались: тут и религиозный аскетизм, и военная муштра, и бесконечная апелляция к морали и нравственности - безрезультатно. «Новый человек» как массовое и воспроизводящееся явление так и не появился. Отдельные уникальные личности, конечно же, появлялись, но их совершенно не хватало на то, чтобы укомплектовать весь государственный аппарат. Да что там говорить, даже Церковь и то и не смогла сделать так, чтобы хотя бы у себя в организации на руководящих постах были только «добрые христиане». Церковное лицемерие, ложь, растраты храмовых денег на пьянку и разврат, монастырский гомосексуализм - вот далеко не полный перечень общеизвестных язв, которые Церковь не смогла изжить, как ни старалась. Аналогично обстоят дела и в исламе, и в других религиях. И так было всегда.
Большевики также пытались воспитать «человека коммунистического общества», и каков результат? Выгляните в окно и увидите. А уж сколько было пропаганды! Сколько душеполезных воззваний! Бесполезно. Советские люди крали, лгали, убивали, точно также как и при «старом режиме». А сравнительно невысокий уровень преступности в советские годы объяснялся не более высокой моральностью советского человека, а особенностями государственной системы и, в частности, ее правоохранительного аппарата. А как только «тоталитарные оковы» упали, так именно советские люди устроили в стране кровавую вакханалию 1992-1995 годов. Криминальный передел собственности, бесконечные «разборки», «стрелки», вся эта субкультура «братки-менты-опера», создана никем иным, как советским «высоко моральным» человеком.»
Марксизм идеология серостичитать дальше
«Так, например, не удалось изжить ошибочный марксистский принцип, а вернее лозунг: «человек равен человеку». Напротив, всей государственной мощью эта лживая и абсурдная идейка вдалбливалась в головы людей. Абсурдность и лживость этого лозунга доказать несложно, а тем не менее даже сейчас, стоит замахнуться на «святое», как тут же поднимается вопль до небес, следуют обвинения в фашизме и тому подобная глупость. Каждый день реальная жизненная практика говорит нам о том, что люди разные. А где различие, там и неравенство. Мы постоянно употребляем такие слова как «смелый», «умный», «глупый», «безвольный» и так далее. А ведь, ясно, что эти термины имеют только относительный смысл. Например, называя какого-нибудь человека «сильным», мы ведь на самом-то деле подразумеваем, что он сильнее окружающих. Не каждый человек равен другому человеку, не каждая голова равна другой голове, хотя здесь имеют место тысячи и миллионы тончайших вариаций.»
Информационное болото цитата про "дружбу подъездами":
"После войны, в столицу переселились очень многие люди, жившие до этого в деревнях. И поначалу, по инерции, они пытались следовать привычному порядку. Вечером жители многоэтажек высыпали во двор, появлялась гармошка, пляска, велись типичные беседы «на завалинке». Но вот прошло некоторое время, подросли их дети, а потом и внуки. И старики начали ворчать примерно так: «Раньше все были вместе, все общались, был полон двор людей, а сейчас молодежь попряталась по отдельным квартирам, знать никого не хочет, в одном подъезде живут и не здороваются».
Иными словами, произошло то, что в социологии называется атомизацией общества. Современный городской тип жизни приводит к тому, что традиционные связи между людьми слабеют и разрываются. Члены общества, действительно начинают жить более автономно, им действительно «нет дела» до окружающих. И этот процесс наблюдается во всех индустриально развитых странах мира. Почему так происходит? Чем жизнь в городе в социальном плане отличается от жизни в деревне? Упрощенно говоря, сильно различается тип жилья, и то, как налажен процесс труда. Судите сами. Крестьяне, с детства росшие рядом, потом с большой вероятностью и работать будут недалеко друг от друга, и, следовательно, их общение не прервется. Так складывается коллектив соседей. В городах же наблюдается прямо противоположная ситуация. Каждый день жители даже одного и того же подъезда разъезжаются в совершенно разные части города, а возвращаются уже под вечер. Они не видят друг друга и не общаются. Кроме того, жизнь в отдельной квартире закрыта от чужих глаз, а крестьянин проводит большую часть времени вне помещения, на виду у многих. Как видим, сама обстановка, окружающая человека в деревне, способствует установлению более тесных межличностных связей"
да не было вроде холивара! Или ты еще с кем-то обсудила вопрос?
Или ты еще с кем-то обсудила вопрос? угу
А по поводу хорошо/плохо - все зависит от того, что для человека норма.
Например, перед НГ мне одна сотрудница рассказывала, как они ездили на поезде 2 суток в Москву, что бы купить там апельсины и еще что-то на Новый год, и расказ завершался фразой: "И разве ж мы плохо жили? Хорошо жили!"
Ей и в голову не приходит, что ехать 2 суток за апельсинами - это и есть плохо. А хорошо, это купить апельсины в магазине рядом с домом и без всякой очереди.
А вообще, советский человек всегда знал, что если из какого-нибудь магазина торчит хвост очереди – надо пристраиваться, потому что наверняка что-то нужное
Я такое помню. Идем с мамой по городу - очередь. Что дают? - чайные сервизы. Тут же пристараиваемся, пока я стою, мама сбегала домой за деньгами. И не потому, что нам аж так нужен был этот сервиз, а потому что когда понадобится - его уже не будет.
Кстати, такой вот дефицит порождал другое извращение - купить "шоб було"
У одной маминой подруги таких вот чайных сервизов было 18. Она их даже не распаковывала. Зачем нормальному человеку 18 чайных сервизов?
Люди вносили себя в списки, ставили чернилами номера на ладони
Мама рассказывала, как она один раз стояла в очереди за яйцами, где вот так писали номера. Ее был 194.
А по поводу хорошо/плохо - все зависит от того, что для человека норма.
вот! очень точно сказано!
А ещё для тех, кто родился в 50-60-х, СССР - страна молодости, когда, казалось, випереди вся жизнь, у них в большей степени ещё и потому ностальгия.
Ну и вообще, Союз был проще, потому как в нём вроде всё было предопределено, а сейчас нужно самим крутиться, это тоже пугает.
(а у Зыкина ещё и про ГП есть статья ))) )
Это точно. Раньше был гарантированный "минимум", но и ограниченный "максимум". А сейчас ты предоставлен самому себе, и все в твоих руках.
Кроме того была уверенность в завтрашнем дне и в том, что живешь в лучшей стране. (По крайнем мере у меня, но "я в то героическое время был дитя". Хотя по ощущениям некоторые взрослые эти уверенности тоже разделяли, особенно первую) Как оказалось в последствии, уверености были иллюзорные и ни на чем не основанные.
(а у Зыкина ещё и про ГП есть статья ))) )
спасибо. уже прочитала
мои родители тому пример ) про лучшую страну - нет, но уверенность - именно то, чего им сейчас не хватает, как они сами говорят.
Как оказалось в последствии, уверености были иллюзорные и ни на чем не основанные.
ППКС!
спасибо. уже прочитала
и как? если не брать в расчёт "манипуляционный (или как это слово сказать? ) посыл книги", а по выводам?
"Что же мы видим? История Поттера–это, конечно, гимн человечности. Но, воспевая человечность, автор, подвергает жесточайшей критике идею радикального изменения мира, и принижает действительно великих людей. В эпилоге Гарри провожает своих детей в школу, которую когда-то закончил сам. Драко Малфой – школьный недруг Гарри, стоит немного в стороне тоже со своим ребенком. Они так и не нашли общий язык. Круг замкнулся, время циклично. Мир остался таким, каким он и был до Волдеморта и до Дамблдора. А Поттер нашел свое счастье, счастье простого, даже посредственного человека. Он не министр магии, не великий волшебник, не преобразователь. Он просто счастливый отец. И это подается в качестве высшей награды за высшую мудрость. А мудрость в том, чтобы не пытаться изменить мир, а напротив, надо защищать давно сложивший уклад от смутьянов и мятежников. "
мне кажется, он очень рядом с правдой )) факультеты не объединились, Слизерин так и предал, а в конце всё по-старому.