Предисловие к сборнику из прошлого поста от Андрея Балабухи и Анатолия Бритикова, кусочек, который очень точно отражает цель рассказов:
«В своем стремительном полете сквозь пространство и время Земля давно уже углубилась в опаленный огнем воин и революций XX век. Еще за четырнадцать лет до его начала, в 1886 году, патриарх мировой НФ Жюль Верн писал, завершая "Робура-Завоевателя": "Успехи науки не должны обгонять совершенствования нравов". читать Уже на четырнадцатом году нового века Герберт Уэллс в романе "Освобожденный мир" предсказал первую атомную бомбардировку... Но едва ли не вся без исключения западная фантастика продолжала еще жить инерцией XIX столетия. Научно-технический прогресс представлялся ей чуть ли не панацеей от всех зол.
Но вот вершина прогресса явилась миру в виде двух чудовищных атомных грибов, вспухших над японскими городами. И лишь тогда пришло запоздалое отрезвление. На смену безудержному технократическому оптимизму периода "до Хиросимы" пришел тогда, по мнению профессора Уостерского университета в США, председателя Международного общества по изучению научной фантастики Томаса Д. Клэрсона, "постхиросимский" социальный пессимизм, отмеченный рождением ярких антиутопий. Пожалуй, лучше всех охарактеризовал этот перелом в мироощущении писателей-фантастов Рэй Брэдбери: "Появление бомбы было как голос свыше, сказавший нам: "Подумайте, подсчитайте все хорошенько и найдите способ жить в мире и согласии друг с другом". Этот голос мы все теперь ясно слышим".
И дело здесь не в технике самой по себе, но - в человеке. Технику можно, в конце концов, просто уничтожить, как это и происходит, например, в рассказе Брэдбери "Ржавчина"; Но совсем не просто пересотворить внутренний мир человека, перестроить систему его духовных ценностей. А если этого не сделать - он, как Полковник в "Ржавчине", выломает ножку стула, наконец, просто возьмет в руки камень - и снова будет убивать, убивать, убивать - во имя своих извращенных ценностей. Значит, главное заключается не в том, чтобы обратить во ржавчину оружие, а в том, чтобы не позволить ржаветь человеческой душе. Не уничтожить Полковника, а не допустить, чтобы человек стал Полковником. Задача нелегкая, и чтобы справиться с ней, надо не только экстраполировать в будущее достижения науки и техники (...), но особенно внимательно вглядываться в сегодняшний, реальный, окружающий мир.
Именно так определяет задачу писателя-фантаста один из интересных американских авторов (...) Филипп Дик: "Мне кажется, что задача писателя, создающего научно-фантастические произведения, где описывается будущее, состоит в том, чтобы подвергнуть строгому анализу цели, идеи и ведущие тенденции общества, в котором он живет, и увидеть, на что будет похож грядущий мир, если эти элементы разовьются и станут господствующими. (...)".
Но зачем? Из чисто академического интереса? Из вполне естественного для человека любопытства? (...)
Нет! И здесь снова стоит вспомнить слова Брэдбери: "Я не описываю будущее. Я его предотвращаю". Фантастика здесь выступает в роли некой магической "лупы риска", показывающей во всей своей отталкивающей красе то древо, которое может произрасти из сегодняшнего семени зла. Показывает для того, чтобы сейчас, пока оно еще - только семя, пока не поздно, уничтожить его, затоптать, выжечь, наконец. Ибо иначе...
Иначе безответственные эксперименты по изучению механизмов памяти (казалось бы, уж на что благое дело!), помноженные на врожденные пороки общества, где все продается и покупается, неизбежно приведут к картине, талантливо нарисованной О. Лесли в рассказе "Торговцы разумом". Как тут не вспомнить слова доктора Гирина из ефремовского "Лезвия бритвы": "Есть вещи, которыми нельзя заниматься, пока не будет лучше устроено общество на всей нашей планете, и ученым следует думать об этом".
Иначе бездумные хищники на звездолетах загубят завтра на корню целые разумные миры, - как губят сегодня хищники с аквалангами бесценное наследие цивилизаций прошлого, веками и тысячелетиями покоившееся на дне морей. Эта картина, написанная нарочито буднично, тем более впечатляюще встает со страниц рассказа известного датского писателя Нильса Е. Нильсена "Продается планета". И разве станет кому-нибудь легче от того, что один из этих хищников космоса, не вынеся угрызений совести, сошел с ума? Как тут не вспомнить о помешательстве Роберта Клода Изерли, штурмана того самолета, что сбросил в августе 1945 года бомбу на Хиросиму? Показательная и вряд ли случайная ассоциация... » отсюда